Фокусы ОСАГО: Почему в Белоруссии полисы дешевле, чем в России в 4−5 раз?

Фокусы ОСАГО: Почему в Белоруссии полисы дешевле, чем в России в 4−5 раз?

В российском автомобильном сообществе крупный скандал — Национальный автомобильный союз (НАС) прямо обвинил Российский союз автостраховщиков (РСА) в занижении выплат по «автогражданке». Разница между реальной стоимостью деталей и их оценкой достигает 4−5 раз, пострадавшим в ДТП выплачивают сущие копейки. Тема, в общем-то, не новая, однако до последнего времени размер манипуляций как-то не озвучивался.

«Стоимость запчастей в системе ОСАГО от Российского союза автостраховщиков (РСА) заниженная, в некоторых случаях компоненты в четыре раза дешевле реальной рыночной стоимости.

Для базового Hyundai Solaris бампер стоит минимум 9035 рублей, хотя страховые компании оценивают его в 5684 рублей без учета износа. И даже для самой простой Lada Granta в РСА умудряются занизить стоимость в разы: бампер с реальной стоимостью 4433 рублей оценивают в три раза дешевле, в 1567 рублей. Запчасти дорожают только в реальном мире, который со справочниками РСА не пересекается практически никак", — возмущается вице-президент НАС Антон Шапарин.

В РСА тут же ответили, что они тут ни при чём.

«Средняя стоимость запчастей в каталоге всегда отражена с учётом рыночных цен. Именно это предусмотрено единой методикой, утвержденной Банком России, в которой содержится подробное описание порядка обработки первичных ценовых источников, и этот порядок строго соблюдается. По каждой из ценовых позиций, имеющихся в справочнике, РСА всегда готов дать информацию о том, как сформирована цена той или иной запчасти в справочнике, которая должна быть использована при расчете возмещения по ОСАГО», — утверждают страховщики.

Типа это не мы, все претензии к Центробанку как регулятору отрасли. Действительно, ЦБ администрирует страховой рынок, однако цены на запчасти вроде как не относятся к сфере деятельности финансового ведомства.

Тут, скорее, более уместен Минпромторг, а лучше всего некая независимая саморегулируемая организация. Вроде того же НАС — пусть считают цены на запчасти для другой саморегулируемой организации, то есть для РСА. Неправильно насчитают — можно жаловаться в ЦБ. Или в Минпромторг.

«Система в себе», когда члены РСА, с одной стороны, заинтересованы платить поменьше, и, в другой, устанавливают правила игры по ценам, откровенно мутная. ОСАГО в нашей стране непомерное дорогая. Например, в соседней Белоруссии — цены на запчасти, аварийность и автопарк там аналогичные — полис «автогражданки» стоит в 4−5 раз дешевле, а выплаты по нему в 2,5 раза больше. То есть в совокупности разница — в 10−12 раз!

Кстати, именно по этой причине введение единого для РФ и РБ полиса ОСАГО постоянно откладывается. Пока запуск системы передвинули на 2025 год, но и это не точно. Налицо критическое противоречие — российские страховщики хотят перехитрить белорусов, но у Батьки в стране это не принято.

Каталог РСА находится в открытом доступе, можно самостоятельно зайти по ссылке, вбить номер какой-то запчасти и… очень удивиться. Это если выражаться цензурно. Всё очень просто: РСА в принципе не учитывает «оригинальные» детали, только аналоги. И то, судя по всему, наиболее бюджетные, иначе такой ценник просто не вывести.

Например, крыло переднее левое Hyundai-Kia 66311−4Y000 страховая система оценивает в 5818 рублей, тогда как «оригинал» — в продаже есть, много — стоит от 13−14 тысяч рублей. За 5800 «деревянных» можно купить разве что нечто бэушное, да и то без гарантии.

Или вот: капот 1Z0823031B на выпускавшуюся в Калуге Škoda Octavia А5 стоит от 110 тысяч рублей, более-менее приличный аналог от SAT — около 40 тысяч рублей. По «автогражданке» выплатят 21 534 рубля, этого не хватит даже на «бэушку» в нормальном состоянии. И как это называть?

«Из-за маленьких компенсаций россияне часто отказываются от страховки, больше половины водителей из регионов гоняют без полиса. Эксперты полагают, что система ОСАГО может развалиться в ближайшие три года. При этом полис скоро подорожает на 30%», — считает Антон Шапарин.

О том, что система «автогражданки» при смерти, на таком уровне ещё не говорили. Ровно, как и не озвучивали столь впечатляющую статистку. То, что в ряде регионов многие водители ездят без полисов, ни для кого не секрет, но более 50% по стране в целом — это впечатляет. Впрочем, всё именно так и есть.

Причём три года — очень оптимистичный прогноз. А «закрутить гайки» власти почему-то не решаются. Законопроект о увеличении штрафов за езду без ОСАГО с 800 рублей сразу до 5000 рублей в Госдуме не спешат принимать в работу, так как это чревато большим недовольством.

Видеофиксацию отсутствия «автогражданки» вроде как введут с 1 марта 2025 года, но штрафовать народ не предполагается. Да и то не факт, что система заработает, слишком много технических тонкостей.

Помимо этого, в стране растёт число судебных дел, которые идут как бы параллельно системе ОСАГО. Согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 10 марта 2017 г. N 6-П, потерпевший вправе требовать от причинителя вреда полного возмещения убытков без учета износа.

И сейчас, когда платить по «автогражданке» стали совсем уж сущие копейки, нагрузка на суды растёт. Собственно, таково будущее российских автолюбителей — судиться, судиться и ещё раз судиться. Но это лучше, чем содержать мутных страховщиков.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *