Реабилитация при дцп: восстановление и адаптация детей с дцп

Реабилитация при ДЦП: восстановление и адаптация детей с ДЦП

Причин пагубного воздействия на жизненно важный орган множество. Делятся они на три группы: беременность, роды и послеродовая деятельность малыша – в зависимости от времени получения патологии.

Фазы развития ДЦП

ДЦП различается по формам и фазам течения заболевания, которых выделяют три:Реабилитация при ДЦП: восстановление и адаптация детей с ДЦП

  1. Ранняя стадия – возраст до 5 месяцев. Проявляется задержкой развития ребенка, сохранением рефлексов, как у новорожденных, невозможностью играть одной из рук, вследствие нарушения мышечного тонуса.
  2. Начальная резидуальная фаза – возраст до 3 лет. Ребенок к двум годам не пытается говорить, заметна асимметрия в теле и движениях, отмечается повышенная потливость, малыш часто давится едой или собственной слюной.
  3. Поздняя резидуальная фаза – возраст старше 3 лет. Проявляется тугоподвижностью, укороченностью ноги на пораженной стороне, нарушением глотания, слуха, речи, зрения, расстройством мочеиспускания и дефекации, патологией со стороны зубов, судорогами.

Родителям важно не проигнорировать признаки появления ДЦП. При обнаружении тревожных симптомов надо сразу обратиться к врачу.

Современный подход к лечению и реабилитации

Реабилитация при ДЦП: восстановление и адаптация детей с ДЦП

Методы, средства и программы реабилитации основываются на комплексном разноплановом влиянии на ребенка, которое включают множество разносторонних подходов: медицинский, физический, психический, социально-экономический, профессиональный и личностный.

Мероприятия направлены на коррекцию двигательного дефекта, улучшение двигательной деятельности, возможности общения, вырабатывания навыков независимости действий больного в повседневной жизни, эмоциональное и социальное развитие, обучение и получение образования.

Целью реабилитации является физическая и социальная адаптация больного ребенка и расширение его индивидуальных возможностей. Каждому ребенку с ДЦП подготавливается индивидуальная программа реабилитации, по которой и работают с ним медики в реабилитационных центрах.

Комплекс мероприятий

Основной задачей реабилитации детей, больных ДЦП, является максимальное развитие умений и навыков. Способ коррекции двигательных расстройств – это становление двигательных действий путем стимуляции выпрямительных рефлексов.

Для этого применяются следующие методы:

  • массаж – должен выполняться только специалистом;Реабилитация при ДЦП: восстановление и адаптация детей с ДЦП
  • лечебная физкультура;
  • бобат-терапия;
  • применение специальных технических приспособлений во избежание появления патологических поз;
  • логопедические занятия, направленные на коррекцию нарушения речи;
  • занятия с психологом;
  • медикаментозное лечение – применение препаратов, снижающих тонус мышц;
  • хирургические ортопедические вмешательства – сухожильная пластика, коррегирующая остеотомия и другие;
  • функциональная нейрохирургия;
  • физиотерапия – снятие болезненных спазмов мышц;
  • иппотерапия и дельфинотерапия – общение с животными поможет ребенку улучшить речь, координацию, адаптироваться в обществе;
  • арт-терапия – лечение искусством и творчеством – направлена на подготовку ребенка к учебе.

Детям с ДЦП необходимо регулярно заниматься ЛФК – это помогает растягивать мышцы, снимать с них напряжение, расширять диапазон движений, разработаны комплексы упражнений, направленные на выносливость, подготовку к ходьбе, снятие судорог, улучшение равновесия.

Для детей с ДЦП чаще иных применяют следующие программы и средства реабилитации:

  1. Бобат-терапия – предназначается для детей любого возраста, начиная от 3 месяцев и до совершеннолетия. Она включает в себя запрещающие удерживания, направляющие движения и стимулирование ребенка на ожидаемый результат.
  2. Использование приспособлений – специальные приспособления необходимы ребенку во всех сферах жизни, для того, чтобы он мог Реабилитация при ДЦП: восстановление и адаптация детей с ДЦПстоять, сидеть, мыться, передвигаться. Они назначаются в зависимости от типа нарушения и стадии нарушения координации и равновесия. Приспособления подразделяются на три вида: мобильность (инвалидные кресла, ходунки, сиденья), развитие (вертикализаторы, столы и стулья, велотренажеры), гигиена (кресла-туалеты, сиденья для ванн).
  3. Физиотерапия – назначается на всех этапах заболевания с учетом возраста, состояния больного и особенности течения патологии. Назначаются процедуры с осторожностью, учитывая другие заболевания и тяжесть симптомов ДЦП. Самыми распространенными процедурами считаются: электростимуляция, СМТ, магнитотерапия, ультразвуковая терапия, лазеротерапия и другие физиотерапевтические назначения.
  4. Медикаментозная терапия – направлена на устранение нежелательных симптомов. Назначаются мозговые метаболические препараты и нейропротекторы (Церебролизин, Пирацетам), а также сосудистые препараты (Актовегин). Выраженный спазм лечится Мидокалмом, Баклофеном. Эпилептические приступы снимаются противосудорожными препаратами – Ламотриджин или Топарамат.
  5. Войта-терапия – этот метод реабилитации детей, при котором происходит «запуск» определенных мышц. Впоследствии они должны включить спонтанную моторику пациента. Эта методика особенно эффективна для детей до года, потому что в раннем возрасте рефлекторные реакции наиболее интенсивны. Этот метод предотвращает угрозу развития ДЦП, если он обнаружен на ранней стадии и вовремя начато лечение.
  6. Педагогическая программа – при нарушении речи применяются занятия с логопедом. Одной из лучших программ является Логоритмика, где дети в игровой и музыкальной форме запоминают и воспроизводят предлагаемый текст.
  7. Иппотерапия – верховая езда укрепляет мышцы ребенка, особенно спинные. Восстанавливается равновесие и дыхательные Реабилитация при ДЦП: восстановление и адаптация детей с ДЦПрасстройства. Общение с животными на свежем воздухе расширяет диапазон ребенка и улучшает эмоциональное состояние. Не имея возможности использовать лошадь, можно кататься на карусели, качелях, результат будет тот же.
  8. Костюм Адели – это и ортопедический аппарат, и тренажер, предназначенный для перераспределения нагрузки на мышцы и суставы, образуя мышечный каркас. Задача тренировок с помощью приведенного костюма – «разбудить» спящие клетки двигательного центра. Это достигается путем воздействия на определенную группу мышц, которые и посылают импульсы в мозг. Костюм состоит из жилета, шорт, деталей для коленей и рук, кистевых опор, обуви с петельной системой, шапочки и набора эластичных тяг.

Готовые программы реабилитации

К наиболее эффективным относится программа «Ранняя реабилитация» предназначена для детей до года. Направлена на коррекцию задержки психо-речевого и моторного развития, полученного вследствие поражения нервной системы во время вынашивания плода, родов или в первые месяцы жизни. Она включает в себя последовательную и длительную работу врачей и родителей ребенка.

Реабилитацию можно начинать с 3 месячного возраста. Курс длится 5 дней и повторяется ежемесячно, если это необходимо. Поступившего ребенка тщательно обследуют.

Реабилитация при ДЦП: восстановление и адаптация детей с ДЦП

Прохождение комплекса мероприятий нормализует мышечный тонус, улучшает двигательную активность, дыхательный ритм, кровообращение, метаболизм тканей – это стимулирует возможности психо-речевого развития и моторики ребенка.

Программа «Ранняя реабилитация» уменьшает неврологические расстройства у маленьких детей и дает шанс избежать в дальнейшем физической инвалидности, помогает им социально адаптироваться и быть полноценными людьми в обществе.

Реабилитационные центры в России

Реабилитация при ДЦП: восстановление и адаптация детей с ДЦП

В центрах проходят реабилитацию не только дети, но и их родители.

Все они укомплектованы современным оборудованием, в каждом трудятся только опытные врачи и прочий медицинский персонал.

Слово родителям

Отзывы родителей о центрах реабилитации и применяемых методах восстановления детей с ДЦП.

Мы были в Московском реабилитационном центре, когда они только открылись. Понравилась детская йога, массаж каждый день по полчаса: один день спина, другой – руки и ноги.

А ЛФК не понравилось, я могу сама так заниматься. Персонал вежливый, приветливый, оборудование и помещения современные.

Римма, Москва

У ребенка ДЦП – тетрапарез. Лечились в разных городах, прошли 3 курса реабилитации в Самаре, результаты есть. Дочке 6 лет, передвигается на коленках, знает два языка, сидит сама, очень хочет ходить сама.

Инна, Самара

Нам провели 3 курса ЛФК, результаты очень радуют. Сонечка научилась ходить, держась за руки – раньше она не понимала, что надо делать.

Теперь мы уверенно ходим не только дома, но и на улице по песку, где есть и ямки, и бугорки. Научилась ползать, пока медленно, но с каждым днем все увереннее. Учимся ходить, держась за одну ручку.

Лена, Вологда

  • Детский церебральный паралич – это тяжелое заболевание, требующее длительного регулярного лечения и реабилитационных мероприятий.
  • Родителям совместно с медиками следует разработать программы по адаптации ребенка, проводить курсы медикаментозной терапии, подобрать правильные вспомогательные средства для передвижений, занятий и проведения гигиенических процедур.
  • Необходимо научить ребенка всем навыкам комфортных и независимых от посторонних повседневных действий.

Читайте ещё

Реабилитация детей с ДЦП

Реабилитация детей с ДЦП представляет собой высокоэффективный комплекс лечебных мероприятий, направленных на восстановление и улучшение текущего состояния больного малыша.

Процедуры помогают ребенку адаптироваться, улучшить физические и умственные способности. ДЦП расшифровывается как детский церебральный паралич. Он характеризуется нарушением мозговой и двигательной активности, из-за неправильного развития коры, ствола и капсулы головного мозга.

Реабилитация при ДЦП: восстановление и адаптация детей с ДЦП

Особенности заболевания

Существует множество причин, из-за которых происходят нарушения в развитии такого важного для нормальной жизни человека органа как головной мозг. По течению ДЦП можно разделить на несколько форм и фаз. Всего их три:

  • Ранняя фаза. Длится до 5 месяцев. Выражается в замедленном развитии мышечных рефлексов. Движения похожи на действия новорожденного. Ребенок не в состоянии играть из-за ослабления мышц.
  • Начальная резидуальная стадия. Может проявляться у детей до 3 лет. Малыш к двум годам не делает попыток заговорить, может быть заметна неправильная симметрия тела. Ребенок не может жевать пищу, часто давится своей собственной слюной.
  • Поздняя резидуальная стадия. Начинается после 3 лет. Ребенку трудно передвигаться, ноги становятся ассиметричны по длине, нарушается речь, слух и зрение. Ситуация может усугубляться недержанием, судорогами и болезнями зубов.

В такие моменты для родителей самое главное не упустить время и обратиться за помощью к специалистам как можно раньше.

Для малообеспеченных семей существует бесплатная реабилитация детей с ДЦП, можно получить бесплатную путевку в лечебный центр, где ребенка обеспечат лучшими препаратами и наиболее эффективными процедурами.

Реабилитация при ДЦП: восстановление и адаптация детей с ДЦП

Причины появления ДЦП подразделяются на две категории – внутриутробные и послеродовые. К внутриутробным рискам можно причислить:

  • Беременность проходила с осложнениями;
  • Во время беременности мать злоупотребляла вредными привычками;
  • Генетический фактор;
  • Тяжелые роды с возникновением асфиксии у плода;
  • Во время беременности мать страдала от тяжелых хронических болезней;
  • Рождение намного раньше положенного срока;
  • Небольшой вес новорожденного;
  • Влияния скрытых инфекционных заболеваний на развитие плода;
  • Несовместимость резус факторов матери и плода, вследствие чего может произойти токсическое отравление головного мозга новорожденного.

Послеродовых причин гораздо меньше. К ним относятся:

  • Небольшой вес новорожденного (менее 1 килограмма);
  • Рождение двойняшек или тройняшек;
  • Поражения головы, случившиеся в период раннего развития.

Часто случается, что истинные причины возникновения ДЦП остаются неизвестны. В любом случае, социальная реабилитация детей ДЦП должна начинаться как можно раньше. Таким образом, у больных детей возрастают шансы на достойную жизнь и нормальную интеграцию в общество.

Читайте также:  Гидраденит: симптомы и лечение, причины, как лечить сучье вымя в домашних условиях

Задачи ЛФК при реабилитации детей с ДЦП

Лечение и реабилитация детей с ДЦП в первую очередь помогают им адаптироваться в обществе и вести относительно нормальный образ жизни.

Программа восстановления состоит из нескольких этапов, каждый из которых направлен на развитие и усиление сильных сторон. К лечению малышей подходят комплексно.

В программу реабилитации включают медицинское лечение, физические упражнения, психологический подход и занятия для улучшения памяти и мышления.

Реабилитация при ДЦП: восстановление и адаптация детей с ДЦП

К каждому человеку необходимо найти собственный подход. Для лечения и адаптации применяют те процедуры, которые необходимы конкретному малышу. В центрах помощи больных ДЦП работают психологи, ортопеды, неврологи, реабилитологи и тренеры физкультуры. Курс реабилитации лучше начинать как можно раньше.

Наиболее благоприятный возраст для начала лечения и адаптации наступает после года. Длительность курса зависит от степени заболевания и индивидуальных особенностей ребенка. Некоторым хватает 6 месяцев, а другие находятся на лечение несколько лет. Методы реабилитации детей с ДЦП построены на поэтапном достижении цели. Это называется дробное лечение.

! Родители должны понимать, что достичь всего и сразу невозможно. Следует брать во внимание возможности самого маленького человека, учитывать его потребности и идти к цели постепенно.

Реабилитация детей с ДЦП

Реабилитация при ДЦП: восстановление и адаптация детей с ДЦП

Несмотря на то что ребенок, страдающий детским церебральным параличом, не такой, как другие дети, он также хочет радоваться жизни, играть, учиться и иметь друзей. Поэтому так важно своевременно начать процесс реабилитации детей с ДЦП, тем более что данная болезнь – это еще не приговор. И хотя невозможно вернуть погибшие в результате гипоксии клетки головного мозга, при подходящих условиях их функции могут со временем взять на себя другие отделы.

Физическая реабилитация детей с ДЦП

Детский церебральный паралич представляет собой хроническое заболевание, возникающее в результате поражения различных отделов головного мозга, что влечет за собой дисфункцию двигательной и мышечной активности. Вместе с различными заболеваниями нервной системы, ДЦП является наиболее частой причиной детской инвалидности.

Развивается данное заболевание внутриутробно, при родах или в раннем младенческом возрасте в результате поражения одного или нескольких отделов головного мозга. Причем ДЦП не является наследственным или инфекционным заболеванием, не прогрессирует и не дает рецидивов.

У детей старше четырех недель уже не может возникнуть церебральный паралич, хотя вылечить его полностью тоже невозможно.

Реабилитация детей с ДЦП сводится преимущественно к улучшению общего состояния ребенка, обеспечение подходящих условий для реализации его потенциальных возможностей.

Создание подобных условий – это кропотливый, упорный, ежедневный труд врачей, родителей и самого малыша. Усилия врачей без помощи семьи не дадут большого результата, так как при такой патологии медикаментозное лечение – не самое главное.

Причем реабилитация детей с ДЦП должна начинаться как можно раньше, так как именно в первые годы жизни лечение способно наиболее эффективно компенсировать имеющиеся повреждения головного мозга и свести к минимуму проявления мышечной спастики.

Это позволяет в будущем уменьшить деформацию скелета и контрактур, повысить способность к удержанию равновесия, нормальной работе мышц и движению.

В настоящее время по всему миру существует множество реабилитационных центров для детей с ДЦП, где с больными занимаются различные специалисты – неврологи, ортопеды, педиатры, психологи, логопеды, мануальные терапевты, а родители проходят курс обучения реабилитации ребенка в домашних условиях. Ведь даже простая игра в куклы позволяет улучшить координацию движений, функции мышц, подавляет патологические рефлексы.

ДЦП может проявляться целым рядом симптомов, таких как:

  • Неуклюжесть, неловкость движений;
  • Снижение концентрации внимания;
  • Неусидчивость;
  • Нелюбовь к рисованию или раскрашиванию;
  • Неумение ловить мяч или бить по нему ногой;
  • Неспособность прыгать на одной или двух ногах, перескакивать через препятствие;
  • Трудности при ходьбе.

Физическая реабилитация детей с ДЦП, прежде всего, состоит из приема лекарственных препаратов (спазмолитиков, обезболивающих средств, антидепрессантов, транквилизаторов), постоянных занятий лечебной физкультурой, хирургических и ортопедических методов в сочетании с массажем.

Хороших результатов позволяют добиться физиотерапевтические методы: электростимуляция нервов и мышц, тепловое и грязевое лечение, электрофорез.

При выраженных контрактурах применяется хирургическое лечение, в ходе которого проводится удлинение мышц, костей, а для снятия спастики – подрезание сухожилий.

Период восстановления двигательной активности и социальной адаптации больного ребенка состоит из четырех этапов:

  • Острый период. Длится 7-12 дней, в течение которых наблюдаются ярко выраженные расстройства двигательного аппарата, судороги;
  • Ранний восстановительный период. Длится до двухмесячного возраста ребенка;
  • Поздний восстановительный. Заканчивается у ребенка примерно в двухлетнем возрасте и характеризуется наличием ярко выраженного тонического рефлекса, который не позволяет развиться в положенный срок установочным рефлексам и сознательным движениям;
  • Последний период. Характеризуется наличием остаточных явлений и может длиться пожизненно.

Реабилитация при ДЦП: восстановление и адаптация детей с ДЦП

Большое значение для успешного лечения ребенка с церебральным параличом имеют условия, при которых проходит восстановление. Реабилитационные центры для детей с ДЦП позволяют с помощью квалифицированных специалистов, качественного оборудования добиться более эффективных результатов. Также очень важно начинать реабилитацию как можно раньше, соблюдая непрерывность лечения.

По мере взросления ребенка с ДЦП и приближения его к школьному возрасту следует уделить особое внимание его моторному развитию, дабы облегчить его адаптацию в обществе.

Социальная реабилитация детей с ДЦП представляет собой развитие способностей и подготовку к жизни в коллективе.

Поэтому необходимо обязательно обеспечить для малышей в возрасте от 4 до 7 лет с сохраненным интеллектом посещение детских дошкольных учреждений с логопедическими группами, так как часто двигательные дефекты сопровождаются с нарушениями речи.

При посещении детского сада, ребенок с ДЦП получает необходимое общение со сверстниками, увеличивается его естественная потребность в движении, количество речевых контактов. Таким образом малышу прививается бесценный опыт общения социального взаимодействия, повышается уровень его самооценки.

При этом физическая реабилитация должна быть теперь направлена на формирование навыков повседневной жизни, обучению ребенка самостоятельно одеваться, кушать, пользоваться туалетом. Все это поможет значительно облегчить жизнь больного и повысить его уверенность.

Но самое главное – это помнить, что, хотя детский церебральный паралич является серьезным заболеванием, однако многим людям с этим диагнозом удается вести нормальную жизнь.

При правильной реабилитации детей с ДЦП впоследствии они ходят в школу, работают, женятся и рожают детей.

Реабилитация детей с ДЦП, как это выглядит со стороны..

Детский церебральный паралич (ДЦП) серьезное неврологическое заболевание, которое, к большому сожалению, навсегда делает человека инвалидом. Облегчить и без того нелегкую жизнь больных помогает реабилитация детей с ДЦП, которая включает в себя различные методики и программы, которые направлены на устранение последствий болезни.

Программы и методики

При реабилитации инвалидов с ДЦП важен комплексный подход, так как использование какой-то отдельной методики или способа не даст действенного результата. Именно совокупность техник, которые включены в ту или иную программу реабилитации позволяет достичь нужного эффекта.

Самое главное, для чего требуется реабилитация — социальная адаптация больного. Помимо того, средства реабилитации для детей с ДЦП необходимы для:

  • коррекции двигательных дефектов;
  • обучения больного;
  • эмоциональное развитие;
  • приобретение навыков общения;
  • физическая адаптация;
  • расширение индивидуальных качеств пациента.

Для достижения данных результатов применяются следующие методы:

  • массаж при ДЦП (мануальный или точечный — главное, чтобы он выполнялся массажистом, имеющим опыт в подобных массажах);
  • лечебная физкультура (ЛФК) (упражнения подбираются индивидуально);
  • бобат-терапия;
  • использование аппаратных тренажеров и приспособлений;
  • логопедические упражнения (включают в себя не только занятия с логопедом, но и различные методики вроде артикуляционного логомассажа);
  • психологические адаптационные занятия;
  • иппотерапия (дельфинотерапия);
  • бальнеотерапия.

В некоторых случаях применяются медикаментозные препараты и нейрохирургические вмешательства.

В большинстве случаев подобные методики применяются в специализированных реабилитационных центрах. Естественно, возможно использование некоторых методик и в домашних условиях, однако, опытный специалист в состоянии это выполнить более качественно.

Аппаратная реабилитация

Один из основных видов реабилитации ДЦП — использование специализированного оборудования, которое было разработано непосредственно для применения в лечении детского паралича. К такому оборудованию относят:

  • тренажеры (велотренажер, тренажер Гросса);
  • ходунки;
  • ортопедические приспособления (в данную группу входит большой сегмент от обуви до приспособлений для сидения и кровати);
  • виброплатформа;
  • лесенки;
  • гимнастические мячи (применяются при занятиях гимнастикой).
Роботизированный тренажер «Мотомед»
  • Занятия на специальных аппаратах позволяют применять несколько методик и предохраняют малышей от травмирования.
  • К примеру, тренажер Гросса (специальное удерживающее устройство) позволяет больному импровизировать, и расширять движения, существенно увеличивает мобильность пациента, даже в глубоком бассейне и при занятиях на других тренажерах.
  • Постоянная спастичность мышц негативно влияет на организм пациента, а занятия на виброплатформе устраняет спастику, развивает внутримышечную координацию, способствует наращиванию мышечной массы и корректирует координацию движения.

Использование более простых приспособлений также благоприятно сказывается на общем состоянии больного

Кроме того, аппаратная терапия включает в себя использование различных костюмов (костюм Адели), которые воздействуя на ту или иную группу мышц, стимулируют мозговую деятельность, выступая своего рода будильником для спящих клеток.

Также нельзя забывать о приспособлениях повседневной жизни, которые необходимы для облегчения жизнедеятельности (инвалидная коляска, специальные удерживающие устройства, кресла-туалеты, вертикализаторы и т. п.).

Тренажер Гросса

К аппаратной терапии можно также отнести скандинавскую ходьбу, так как она осуществляется при помощи специальных приспособлений (палок для скандинавской ходьбы). Данный вид коррекции развивает группы мышц плечевого пояса, заставляя их активно двигаться. Естественно, на всех этапах пациенту необходима помощь и поддержка.

Дельфинотерапия

Для ребенка с ДЦП одним из самых сложным моментов его жизни является полноценное общение со сверстниками. Именно на снижение замкнутости и направлена дельфинотерапия.

Прямой контакт с дельфином наверное, наиболее приятная из всех процедура.

Естественно, не само животное, а факт общения с ним оказывает положительное воздействие на психическое состояние малыша, провоцирует улучшение речи и интеллекта.

Плавание вместе с дельфиномТело ребенка во время дельфинотерапии расслабляется, наступает некое умиротворение.

Дельфины, которые принимают участие в таком лечении специально обучены и не агрессивны. Тем не менее занятия проходят под наблюдением врача и человека, ответственного за животное.

Бобат-Терапия

Методика, которая заключается в стимуляции головного мозга с помощью сенсорных, тактильных и иных раздражителей.

Бобат-терапия имеет несколько классических подходов, в том числе:

  • последовательное прохождение всех стадий развития ребенка (переворачивание, вставание и т. д.);
  • использование специальных поз и положений тела;
  • подавление ненужных движений (ингибиция);
  • использование правил меньше, но качественней (лучше ребенок выполнит меньше упражнений, но выполнит их более качественно);
  • командная (семейная работа с малышом).
Читайте также:  Какие анализы необходимы при подозрении на кисты и опухоли яичников?
Ребенок занимается на специальной сенсорной панели

Один из основных принципов такой терапии — не причинить больному дискомфорт или боль (в некоторых ситуациях применяют удерживание конечностей при помощи бинта).

Бальнеотерапия

Бальнеотерапия — это процесс реабилитации, который заключается в принятии больным ванн с природной минеральной или искусственной минеральной водой. Такие процедуры проводятся, как правило, в специализированных комплексах.

Различают два вида ванн, показанных при ДЦП:

После приема подобных ванн у больного происходит:улучшение иммунитета

  • снижение давления;
  • снижение сердечного ритма;
  • стабилизация дыхания;
  • ускорение регенерации клеток;
  • снижение болевого синдрома;
  • расслабление мышц.


Тем не менее ограничение реабилитационных мероприятий при ДЦП лишь бальнеотерапией неверно, так как эффект будет неполный и кратковременный.Тем не менее ограничение реабилитационных мероприятий при ДЦП лишь бальнеотерапией неверно, так как эффект будет неполный и кратковременный.

Метод Козявкина

Данный метод носит название украинского невролога и он заключается в мультимодальном подходе к реабилитации. Метод Козявкина включает в себя:

  • коррекцию позвоночного столба (мануальная терапия);
  • электростимуляция мышц;
  • гимнастические упражнения;
  • применение продуктов пчеловодства;
  • использование тренажеров;
  • применение специализированных костюмов («Спираль и т. п.»).
Специальный нагрузочный костюм

Метод Войта

  1. Лечение пациентов по методу Войта имеет эффект если оно проводится с детьми до года, так как включает в себя комплекс упражнений на переворачивание и ползание.
  2. Данный комплекс выполняется родителями больного и требует от них серьезной подготовки, как в знании порядка выполнения того или иного упражнения, так и в психологическом плане.

  3. Психологическая подготовка необходима для того, чтобы адекватно реагировать на протесты ребенка, которые будут в обязательном порядке (это не имеет отношение к боли, так как упражнения не вызывают боли, а лишь чувство страха у новорожденного).

Адаптивная методика Войта позволяет свести к минимуму проявления детского церебрального паралича (если реабилитация начата заблаговременно, в самом начале прогрессирования недуга).

Иппотерапия

Еще один метод реабилитационного мероприятия — иппотерапия. Заключается в общении больного ДЦП с лошадью. Общение не похоже на общение с дельфином, где пациент находится рядом с животным. В данном случае происходит обучение верховой езде.

Польза такого метода заключается в рефлекторном сокращении мышц больного. В частности, пациент, находясь на лошади, неосознанно сжимает ноги, обхватывая туловище животного, старается не упасть. Кроме того, начинают работать остальные мышцы.

Лошадь, в свою очередь, двигаясь, отдает свое тепло и осуществляет массажный эффект — массирует ноги больного и таз.

В том случае, если нет возможности посещать ипподром или обучаться верховой езде, альтернатива иппотренажер. Естественно, тепло лошади он не заменит, да и сам факт общения с живым существом, но остальные функции, перечисленные выше, заменит с лихвой.

Занятия с инструктором (один из этапов)

Еще один неоспоримый плюс такого тренажера — возможность его размещения дома.

Методика Монтессори

Данная методика основана на естественном развитии ребенка. Смысл в том, чтобы не заставлять больного, а помогать ему, что позволит пациенту лучше адаптироваться.

Средствами выступают специальные материалы, по которым малыш сможет заниматься самостоятельно. Каждый материал подобран под определенный возраст. К примеру, до шести лет происходит развитие речи, до пяти лет тактильные ощущения, социализация закладывается с трех до шести лет.

Индивидуальные занятия

Взрослые ни в коем случае не оказывают давление на малыша, все происходит максимально естественно.

Реабилитационные центры

Самый лучший вариант для родителей, у которых малыш страдает ДЦП — воспользоваться услугами реабилитационных центров. Реабилитационный центр (в некоторых случаях санаторий или пансионат) — это специализированное учреждение, в котором производится максимально полная реабилитация и применяется индивидуальный подход к каждому пациенту.

Программа реабилитации таких центров включает в себя не только оказание помощи пациенту, но и подготовку его родителей к самостоятельному проведению тех или иных процедур в домашних условиях, после окончания восстановительного курса.

Подобные центры имеются во многих городах России — Санкт-Петербург, Москва, Воронеж, Белгород, Тула и т. п.

Не стоит забывать и о благоприятном влиянии на организм малыша санаторно-курортного лечения на море.

Лыжи мечты

Данная программа реабилитации подразумевает под собой лечение ДЦП посредством занятий на горных лыжах.

Программа некоммерческая и существует на добровольные пожертвования неравнодушных людей.

Основа ее в том, что дети и взрослые, больные ДЦП занимаются горнолыжным спортом под чутким руководством опытных инструкторов. Занятия проходят не в кабинете врача, а на знаменитых горнолыжных курортах России и заграницы.

Эффективность подобной методики довольно велика, так как многие участники программы «Лыжи мечты» начали не просто ходить, но и показывают неплохие результаты в данном виде спорта.

Занятия по лыжной подготовке

Бег на лыжах отличное решение для активных детей с ДЦП.

Логопедическая адаптация

Огромное значение в реабилитации пациентов с ДЦП оказывает логопедия, которая включает в себя следующие принципы:

  • развитие грамотной речи;
  • улучшение артикуляции;
  • формирование речевого дыхания;
  • развитие речевого потока;
  • увеличение силы голоса;
  • борьба с нарушениями при произношении отдельных слов или фраз.
Занятия с картинками

Социальная адаптация

Социальная адаптация наиболее сложный процесс реабилитации больного ДЦП, который требует значительно больше времени и затраченных усилий. К сожалению ,общество еще довольно осторожно относится к больным с подобными недугами, что делает процесс сложности адаптации еще более высоким.

Включает в себя следующие виды адаптации:

  • социально-культурная;
  • социально-бытовую;
  • социальное поведение;
  • труд;
  • индивидуальный подход.

Сложный характер больных ДЦП зачастую затрудняют их социализацию, поэтому в том учреждении, которое будет посещать больной в обязательном порядке должны быть обученные специалисты.

Более того, родители должны самостоятельно позаботиться об адаптации малыша к общению со сверстниками. В частности, мама и папа должны взять на себя воспитание у малыша таких умений, как:

  • расширение словарного запаса;
  • формирование навыков личной гигиены;
  • закладывание культуры;
  • развитие навыков самостоятельного обслуживания.

Для социализации больных можно использовать интернет, несомненно, все должно проходить под контролем взрослых.

Итак, реабилитация детей с ДЦП играет огромную роль в нормализации жизни больных и их социальной адаптации. Стоит отнестись к ней с должным вниманием и по возможности проводить максимально полно. Берегите своих близких!

Источник: https://nervivporyadke.ru/

Дцп энциклопедия — социальная адаптация детей с дцп

Ковтун И.В.

Государственное специальное коррекционное образовательное учреждение ГС(К)ОУ общеобразовательная школа – интернат №1

VI вида г Ейска Краснодарского края

В Российской Федерации, как и во всем цивилизованном мире, детство признается важным этапом в жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них социально ценных качеств. Это касается всех детей, независимо от состояния их здоровья. Это касается и умственно – отсталых детей, и детей с заболеваниями опорно – двигательного аппарата.

Основной закон о детях – « О гарантиях прав ребенка». Этот закон утверждает, что политика государства в отношении детей является приоритетной. Утверждается равно внимательное отношение государства ко всем его детям. Но на практике использование детьми инвалидами равных прав со сверстниками представляет серьезную проблему.

В школе – интернате, где воспитываются дети с заболеваниями опорно – двигательного аппарата я работаю воспитателем 23 года.

Воспитатель организует жизнедеятельность своих воспитанников на основе индивидуальных особенностей учащихся, специфики их заболеваний, проводит коррекционно – развивающую работу.

Совместно с медицинскими работниками, работниками ЛФК, учителем физкультуры обеспечивает восстановление здоровья, сохранение социального статуса, проводит мероприятия, способствующие их психофизическому развитию.

Организует выполнение учащимися режима дня, приготовление домашних заданий, оказывает им помощь в учении, организации досуга, получения дополнительного образования. Проводит работу по профилактике отклоняющегося поведения, вредных привычек. Взаимодействует с учителями, логопедами, работниками ЛФК и родителями. Проводит клубную работу по обучению и организации досуга детей.

Программа социальной адаптации детей

Программа социальной адаптации детей – инвалидов включает в себя:

    1. Трудовую реабилитацию.
    2. Мероприятия по социально бытовой адаптации.
    3. Обучение социальному поведению
    4. Социально – культурную реабилитацию
    5. Индивидуальную реабилитацию.

Как известно, реабилитация больных детей с ДЦП и другими заболеваниями опорно – двигательного аппарата должна начинаться еще с родильного дома, а продолжаться в школах – интернатах, специальных техникумах, ПТУ и других специальных учреждениях.

Обычно, когда набираешь детей в первый класс, сталкиваешься с тем, что наряду с нарушением двигательной функции, отмечается нарушения в эмоционально – волевой сфере, поведении, интеллекте. У таких детей повышена возбудимость, они чрезмерно чувствительны, беспокойны, пассивны, излишне расторможены или безынициативны.

Обычно такие дети не имели до поступления в школу возможности полноценного социального развития, поскольку их контакты с окружающим миром крайне ограничены. Первое время у детей процесс адаптации к новым условиям жизни в школе происходит не совсем ровно и безболезненно. Страх перед неизвестным, расставание с родителями подчас проходили со слезами.

Но охранный режим школы, дозировка нагрузок и требований в соответствии с умственными и физическими возможностями детей, способствовали повышению их эмоционального тонуса, веры в свои силы, самоутверждению детей в коллективе. Многие были не приучены к общению со сверстниками, проявляли замкнутость, робость.

С первых дней жизни в школе дети привлекались к участию в совместных коллективных играх, были распределены обязанности детей, общественные поручения. Мне, как воспитателю, часто приходилось сталкиваться с беспомощностью и несформированностью навыка самообслуживания детей.

Многие воспитывались по типу потворствующей гиперопеки, со стороны родителей, подавляющую любую самостоятельность детей. Здесь же детям приходилось многое выполнять самим. Ребята учились самостоятельно одеваться, убирать свои вещи, наводить порядок вокруг себя, убирать и накрывать на стол, заправлять постель.

Оказывая посильную помощь, дети приучаются с первого класса соблюдать санитарно – гигиенические навыки. Каждое выполненное задание, будь то задание по формированию навыка самообслуживания или учебная деятельность обязательно поощряется. Это способствует формированию положительной эмоциональной установки.

Часто бывает достаточно похвалить кого – то из детей за хорошо выполненное задание, как видишь, как начинают стараться и другие дети, чтобы заслужить поощрение. Любое задание всегда имеет мотивацию и всегда выполненное задание должно быть оценено воспитателем. Так, например; «Сегодня Денис, ты молодец, сам оделся, заправил постель.

Или – Вика и Галя аккуратно и красиво выполнили задание по письму». И уже видишь, какой радостью светится лицо ребенка. Ведь он старался, преодолевал трудности и его труд не остался незамеченным. Всякий раз в своей работе стараюсь прививать в детях уверенность в своих силах и возможностях. Это и преодоление робости и страх передвижения.

Огромную роль в вопросе воспитания больных детей уделяется культуре поведения. С первых дней пребывания ребенка в школе начинается работа по формированию культурно – гигиенических навыков, закрепляются и расширяются правила поведения в общественных местах, проводятся занятия с детьми о здоровом образе жизни и преодоление вредных привычек.

Вообще вся воспитательная работа очень многогранна. Это и нравственное, эстетическое, правовое, духовно- нравственное, физическое и т.д . направление. Но главное в нашей работе, начиная с 1-го класса, воспитывать у учащихся из года в год активную жизненную позицию.

Читайте также:  С чем связано появление сыпи на лице?

Это основа всех основ, база социальной адаптации любой личности здоровой и тем более больной.

Социальная адаптация – это не излечение от недугов детей с нарушением развития с последующим включением их в уже ставший привычным для нас ритм жизни.

Это создание очагов социальной жизни, где люди с ограниченными возможностями могли бы вести полноценную, достойную человека жизнь.

В нашей школе созданы все условия, при которых учитываются это своеобразие физических, интеллектуальных и эмоционально – волевых особенностей детей.

Каким станет ребенок в будущем, станет ли он личностью, зависит во многом от него самого. С самого раннего детства надо учить детей умению анализировать свои поступки, уметь предъявлять требования не только к другим, но и к себе.

А это ох, как нелегко, здоровому человеку, а тем более больному ребенку, когда он в большинстве своем находится под постоянной опекой со стороны родителей. Но жизнь всегда вносит свои коррективы и рано или поздно возникает проблема общения и взаимодействия инвалида в современном обществе. Проблема эта актуальна.

Самый оптимальный путь развития личности ребенка – это взаимосвязь воспитания и самовоспитания. Нужно чтобы желание воспитателя переросло в желание ученика. Более трехсот лет назад Галилей сказал: «Вы не можете чему – либо научить человека; можно лишь помочь ему самому прийти к этому».

Самовоспитание сложный процесс, требующий обязательного педагогического руководства. Чтобы сделать работу по самовоспитанию системной и планомерной мною была разработана программа по самовоспитанию.

Воспитатель должен помочь каждому больному ребенку преодолеть свои слабости, комплексы, быть всегда бодрыми, веселыми, сохранять интерес к жизни, по возможности исправлять свои недостатки. Одним из главных методов нашей работы должно быть доверие к ученику, вера в него и контроль действий и поступков.

Советую в своей работе не забывать слова М.Горького: «Поверьте ребенку, и он покажет себя с лучшей стороны». Дети с ДЦП нуждаются в четко спланированной работе, направленной на формирование у них самостоятельности суждений и действий, навыков труда и культуры поведения, достойного духовно – нравственного облика, умения жить в обществе.

Большое внимание уделяется в нашей школе социальной реабилитации больных детей. Мы стараемся сформировать у инвалидов способность к самостоятельной социально – бытовой адаптации, социально – средовой ориентации и общественной интеграции. Каждый ребенок привлекается к участию в различных творческих мероприятиях.

Например, в художественных выставках и презентациях. В школе работает 12 кружков, где дети могут по – настоящему раскрыть свои таланты в музыке, танцах, рукоделии, изобразительном творчестве, плетении из соломки и т.д. Дети, участвуя во всевозможных выставках и смотрах, привозят в школу заслуженные медали и награды.

Особо хочется отметить физкультурно-оздоровительную работу, проводимую в школе. Наши дети участвуют во всевозможных соревнованиях (всероссийских, региональных, международных) по шашкам, шахматам, амрессингу. Есть в школе и свои герои в этом поприще.

Так, Дехтева Алена в 2008 году стала чемпионкой мира по шахматам среди детей – инвалидов.

Отдельно хочется отметить особые события. Помимо работы, занятий, будней в жизни каждого человека важную роль играют праздники. Праздники бывают личные (дни рождения), общие, связанные с историческими событиями, государственные, российские, а также религиозные, христианские праздники, праздники, связанные со временем года и христианскими событиями.

В программу праздника входят спектакль, поставленный детьми, концерт, ярмарка изделий, изготовленная детьми.

Сам праздник – результат длительной подготовки во время, которого дети – инвалиды не только развивают свои социальные способности, но и начинают чувствовать себя частью человечества, что абсолютно необходимо для разворачивания скрытого потенциала развития.

Взаимоотношения инвалидов и здоровых – мощнейший фактор адаптационного процесса.

Как показывает опыт, некоторые инвалиды, даже имея все потенциальные возможности активно участвовать в жизни общества, не могут их реализовать потому, что остальные сограждане не хотят общаться с ними, предприниматели опасаются принимать инвалида на работу, зачастую в силу устоявшихся стереотипов.

Поэтому, неподготовленные в психологическом плане люди с ограниченными возможностями остаются неудовлетворенными собственной жизнью. Проводя мониторинг своих выпускников, могу четко заявить, что 90% учащихся выпускников моего класса продолжили учебу в техникумах и специальных училищах.

Так, вспоминая выпуск учащихся 1996 года, могу не без гордости сказать, что большинство моих учеников смогли «найти свою нишу» в нелегких жизненных условиях, не сломиться перед жизненными трудностями. А ведь выпуск был совсем непростой – дети инвалиды I и II групп. Вспоминается веселая, жизнерадостная Люда Г.

Девочка родилась без ноги, но мало кто из мальчишек мог догнать ее. Как она быстро бегала с костылем в руках! Люда еще в школе научилась хорошо вязать и принимала заказы на вязку изделий. Ее руками были связаны свитера, пуловеры, носки, шапки, шарфы. В то время у нас в школе был открыт цех вязания. Люда училась вязать на машине и успела заработать некоторую сумму денег.

На выпускном вечере ей была вручена лента «Королева швейного дела», а также диплом об окончании курсов вязания на машине. Сейчас Люда живет дома, окончила техникум, работает в местном Доме Культуры. Ведет кружок «Кукольного театра» сама изготавливает игрушки, атрибуты, занимается с детьми. Вышла замуж, воспитывает сына.

Мы, воспитатели, не переставали удивляться энергии и трудолюбию Димы Ф. С одной рукой, вторая была парализована Дима умел делать все: починить мебель, изготовить из дерева поделку, что – то прибить, сшить, постирать, отутюжить, убрать лучше всех и даже вязать вещи на спицах. Он был активным общественником в школе, хорошим организатором, лидером среди ребят.

Сейчас Дима живет у себя дома в Туапсинском районе, закончил ПТУ, женился, имеет двоих детей. Работает на железнодорожной подстанции, водит личный автомобиль. Два года назад приезжал в Ейск, заходил в школу. Олег М и Роман К – окончили Калачевский бухгалтерско – экономический техникум, затем продолжили образование в ВУЗах. Олег – работает сейчас экономистом в Москве в частной фирме. Людочка Д. – умница, отличница окончила Кропоткинский юридический техникум, работает, имеет семью. Ребята, выпускники 2006 года, почти все сейчас заканчивают образование в техникумах. Причем многие учатся на 4 и 5.

Таким образом, задачи, поставленные перед педагогами школы, в целях повышения качества жизни детей – инвалидов, помощь в реализации их основных прав,таких, как право на труд, дальнейшую реабилитацию, социальную интеграцию, достойную жизнь – мы реализуем на деле.

В настоящее время все чаще ставится вопрос об интеграции больных детей и здоровых. Обучение детей с ДЦП в общеобразовательных школах совместно со здоровыми детьми не может, по моему мнению, подготовить больного ребенка к самостоятельной жизни, адаптировать больного ребенка, таким образом, как в специальных школах – интернатах.

Выдержит ли больной ребенок, те нагрузки в учебе, темп работы, который рассчитан на здорового ребенка? Да и современное общество детей не готово еще принять инвалида и проявлять деликатность, способность к сочувствию и помощи.

Вызывает сомнение и еще такой факт: педагог общеобразовательной школы ориентирован на обучение здоровых детей, загружен подготовкой учеников к ЕГЭ, в общеобразовательных школах нет такой материально – технической базы, какая имеется в специализированных школах – интернатах ( кабинеты ЛФК, ФТО, психологической разгрузки, логопедические кабинеты, плавательный бассейн, тренажеры), огромное количество кружков, профессиональная подготовка и многое другое. Я согласна с тем, что инклюзивное обучение тоже может иметь место в образовательном процессе, так как здоровые дети приобретают полезный опыт общения с больными детьми, помощи, чувство деликатности, способность помочь. Этому всему, конечно нужно учить нашу молодежь, но повсеместно внедрять инклюзивное образование не целесообразно и преждевременно.

Считаю, что специальная школа – интернат в состоянии помочь учащимся достичь уровня, позволяющего им адаптироваться к современным условиям жизни, продолжить образование и получить профессию, соответствующую их интересам и способностям.

«Укрепляем то, что сохранно»: принципы реабилитации детей с ДЦП

При ДЦП чаще всего страдают двигательные функции. Также могут быть нарушения интеллекта, зрения, слуха, чувствительности, речи, питания и даже поведения — это далеко не весь список сопутствующих заболеваний. Они порой гораздо больше влияют на адаптацию ребенка к жизни.

«Главное направление реабилитации при ДЦП — противостоять угасанию функций, беспомощности и бессилию, которых добивается болезнь», — считает Лариса Савина, реабилитолог, преподаватель Института.

Эксперт выделяет три принципа современной реабилитации детей с ДЦП:

Действуем комплексно. Одного медицинского сопровождения недостаточно, даже если ребенка наблюдают эксперты-звезды. Помимо педиатра, невролога, ортопеда или окулиста, к работе нужно подключать инструкторов ЛФК или физических терапевтов, психолога, логопеда и коррекционного педагога. При междисциплинарной работе можно максимально помочь ребенку и его семье.

Укрепляем то, что сохранно. Ребят с ДЦП нельзя лишать движения, иначе можно потерять и то, что они могут. Здесь лучшее средство — физическая терапия.

Она улучшает координацию, равновесие, силу, выносливость, контроль над болевыми симптомами, поддержание позы, походку и общее здоровье.

Кроме популярных массажа или традиционной лечебной гимнастики сюда входят и менее известные методики — например, нейроразвивающая терапия (Бобат-концепция, метод Войта), рефлексотерапия, иппотерапия и др.

Занимаемся системно, соблюдаем поэтапность. Все реабилитационные мероприятия проводятся по принципу: главное — не диагноз, а реальные возможности и ресурсы ребенка.

Не надо требовать от человека невозможного, завышать планку и идти на рекорды.

Научился владеть ложкой или удерживать позу? Отлично, ставим следующую цель! И обязательно хвалите ребенка за результаты: так он и сам захочет добиваться большего.

«В Москве существуют реабилитационные центры, помогающие семьям, где растет ребенок с ДЦП. Это и стационары, и полустационары, специалисты некоторых приезжают на дом. Но самое главное — чтобы работа по реабилитации проводилась постоянно, а не от случая к случаю.

Два-три специализированных курса в год — это хорошо, но недостаточно. Форму нужно поддерживать и дома, чтобы противостоять диагнозу.

Здесь многое зависит от родителей: развивайте у ребенка навыки самообслуживания, тренируйте его моторику, проводите занятия по коррекции когнитивных нарушений», — рекомендует Лариса Савина.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *