Как сохранить и улучшить зрение ребенку: особенности зрения детей, охрана зрения детей

Как сохранить и улучшить зрение ребенку: особенности зрения детей, охрана зрения детейЗдравствуйте, друзья! Сегодня тема о самом важном и дорогом:  12 правил как сохранить зрение ребенка. У ребёнка глазные мышцы  ещё слабые.

Запомним 12 правил, как сохранить зрение ребёнка

  1. Не вешайте погремушку близко к глазам на кроватке или коляске.

Дети все рождаются с дальнозоркостью, они не видят с расстояния меньше 1 метра. Поэтому погремушка над кроваткой или в коляске ближе, чем 1 метр от глаз ребёнка может искалечить ему зрение. Учтём ещё, что ребёнок может испугаться звука погремушки, не будучи в состоянии ее рассмотреть.

  1. Не подходите к ребёнку сзади. Этим легко испугать его и даже разрушить зрение и психику.
  1. Нельзя плотно закрывать коляску и кроватку, в которой находится ребёнок.
    Как сохранить и улучшить зрение ребенку: особенности зрения детей, охрана зрения детей

Дети нуждаются в том, чтобы постоянно видеть родителей и чувствовать их близость. Закрытая от общения кроватка и коляска могут разрушить зрение, а также психику ребёнка.

 Часто можно видеть коляску, где ребёнок сидит спиной к маме. Ребёнок не видит маму, мама не видит ребёнка и не контактирует с ним.  Печально, что мама не осознаёт необходимости в контакте с ребёнком и постоянно во время прогулки разговаривает по мобильному телефону. Ребёнку гораздо важнее общение с мамой, чем  маме общение с подругой.

Как сохранить и улучшить зрение ребенку: особенности зрения детей, охрана зрения детей
Возможно, есть способ доработать коляску, чтобы вы могли видеть ребёнка, а он видел вас. Общайтесь на прогулке с ребёнком, а не с телефоном.

Причина косоглазия у детей

  1. Нельзя ставить коляску и кроватку так, чтобы ребёнок косился, чтобы увидеть родителей.

Для профилактики косоглазия, продумайте положение кроватки.
Как сохранить и улучшить зрение ребенку: особенности зрения детей, охрана зрения детей

Косоглазие лечится долго и упорно. При этом часто бывают срывы – глаза опять разбегаются, даже после операции. Некоторые дети претерпевают  несколько операций. Лучше не допускать этой драматической ситуации и предусмотреть её.

Шипучие таблетки для зрения Vision+
Как сохранить и улучшить зрение ребенку: особенности зрения детей, охрана зрения детей

Причина всеобщей близорукости у школьников

  1. Не разрешайте  пользоваться компьютерной техникой, телефоном, телевизором неограниченное время .

Планшет, мобильный телефон, компьютерные игры, телевизор гарантированно ослабляют неокрепшее зрение ребёнка. Часто родители позволяют играть детям в компьютерные игры чуть ли не с пелёнок.

Родителям так проще, никто их не отвлекает. А ребёнок? Уже в 6 лет у детей часто бывают  отклонения от нормы в зрении.

Как сохранить и улучшить зрение ребенку: особенности зрения детей, охрана зрения детей

Мобильные телефоны для отправки СМС требуют особого напряжения зрения, а дети очень часто увлекаются СМС. Даже термин такой появился: СМС – мания. Некоторые дети умудряются за день отправить более 50 СМС!  Мало того, что надо смотреть на мелкие буквы, так ещё и экран мерцает.

Много СМС отправлять  вредно для неокрепших глаз ребёнка.

 Заодно компьютерные игры и телевизор разрушают психику ребёнка. За примерами ходить далеко не приходится. Мы часто узнаём о тяжких преступлениях несовершеннолетних детей, которые копируют увиденное в фильмах или компьютерных играх.

Телевизор, компьютерные игры —  очень плохая нянька. К сожалению, мы поздно спохватываемся.

Почему компьютерная техника разрушает зрение?

  • Детям с их неокрепшими глазными мышцами приходится смотреть в экран с близкого расстояния продолжительное время.
  • От экрана идёт неестественный свет, вредный для глаз.
  • Экран постоянно мерцает, картинки меняются, глаза утомляются. Мы знаем, что читать книгу целый день вредно. Но смотреть телевизор или всматриваться в экран компьютера вреднее во много раз.
  • Сейчас появились 3D изображения, которые требуют  большого напряжения глаз. Они ещё вреднее для глаз.

 Как показывает офтальмологическая практика, часто к окончанию школы дети имеют тяжёлые проблемы со зрением, миопия достигает 10 -15 диоптрий.

И куда с таким зрением дальше?
В ВУЗ с таким зрением не берут, физическим трудом тоже нельзя заниматься, и получается,  что школьные годы ребёнок потратил, чтобы прямиком превратиться в инвалида?

Профилактика миопии. 

  1. Учебник надо размещать на подставке, под углом к поверхности стола в 45 градусов, напротив глаз ребенка, чтобы взгляд ребёнка не напрягался.
  1. Следите за правильным освещением рабочего места ребёнка:
  • Лампы дневного света вредны для зрения.
  • Освещение рабочего места должно быть не слишком ярким, достаточно лампочки 40-60 ватт.
    До 6 лет ограничивайте  чтение книг,  смотреть длительно на близком расстоянии вредно для глаз.

      Пусть ребёнок будет больше на свежем воздухе, чтобы его глаза привыкали видеть на дальние расстояния, а не проводит время в замкнутом пространстве в скрюченном положении.

  1. Внимательно наблюдайте за ребёнком, не слишком ли он наклоняется к тексту, видит ли он вывески.

    Ходите к окулисту на медосмотр не реже 1 раза в год. Не полагайтесь на школьный медосмотр, там мало возможности подойти к ребёнку индивидуально.

Если заметили миопию, надо немедленно её лечить. С увеличением близорукости может наступить необратимое изменение сетчатки глаза, что очень тревожно.

Если близорукость не лечить, то как показывает практика при сильной учебной нагрузке близорукость прогрессирует на 1 диоптрию в год. Как лечить? Смотрите правило 12:

  1. Ребёнка надо научить правильному зрению на основе
    9 упражнений для глаз

Не проморгай! 9 правил, как сохранить зрение ребенка

Сегодня на школьных линейках виднеются не только цветы и бантики, но и очки. А все потому, что больше трети детей выпускается из школы в очках, а первых парт давно уже не хватает на всех слабовидящих. И что же делать родителям?

По статистике каждый 4-й школьник имеет проблемы со зрением, большая часть которых связана со школьной близорукостью. И каждый год эта цифра увеличивается.

Особенности детского зрения

Казалось бы, зрение малышей ничем не отличается от зрения взрослых — глаза ребенка также воспринимают и с помощью нервных импульсов посылают сигналы в мозг. Но все-таки детское зрение имеет свои особенности, и оно намного уязвимее.  

Как сохранить и улучшить зрение ребенку: особенности зрения детей, охрана зрения детей

Нормальное зрение устанавливается у ребенка к 5-7 годам. Зрительная корка полностью созревает только к 7 годам, а окончательное формирование глаза как органа зрения заканчивается только к 14-16 годам.

Из этого следует, что с момента рождения и до окончания роста детского организма следует особенно тщательно заботиться о здоровье глаз своего чада.

Хрусталик ребенка пропускает больше ультрафиолета, потому что еще до конца не сформировался. У взрослого человека до сетчатки глаза доходит только 10% УФ-лучей, а у 10-летнего ребенка — до 75%. Поэтому качественные детские солнцезащитные очки — это здоровая необходимость, а не дань моде.

Почему зрение ухудшается?

Есть факторы, которые изменить невозможно, например, генетика. Многие заболевания глаз наследственные. Если хотя бы один из родителей страдает близорукостью или дальнозоркостью, вероятность их проявления у чада 50%. Также это касается астигматизма и косоглазия. В этом случае отправляться к детскому офтальмологу нужно как можно раньше.

Как сохранить и улучшить зрение ребенку: особенности зрения детей, охрана зрения детей

Но есть негативные факторы, которые родители могут исключить или свести к минимуму. Например, неконтролируемое увлечение гаджетами, компьютером, планшетом, сотовыми телефонами, неправильное освещение или непомерная зрительная нагрузка.

Нагружать детские глаза нужно строго дозированно, давая им регулярный отдых. Особенно это касается чтения, просмотра телевизора и нахождения за компьютером. Если этого не соблюдать, то возможно развитие близорукости и косоглазия.

Школьные годы — самые рискованные

У современных школьников огромная зрительная нагрузка, к которой добавляется еще и груз ответственности.  Особенно это касается выпускных классов, потому что психоэмоциональный стресс негативно сказывается на всем детском организме, в том числе и на глазах.  

— По моим наблюдениям, у школьников выпускных классов, а сегодня это 4, 9 и 11 классы, резко ухудшается зрение. Поэтому в этот период очень важно соблюдать рекомендации по охране зрения. Необходимо научить ребенка беречь зрение с малых лет, а для этого нужно не только разговаривать с ним на эту тему, но и подавать личный пример, — объясняет врач.

Как сохранить и улучшить зрение ребенку: особенности зрения детей, охрана зрения детей

Кроме того,  многие подростки, желая сохранить привлекательность, начинают скрывать от родителей свои проблемы со зрением, чтобы не носить очки. В такой ситуации недуг можно запустить: если вовремя не начать лечение, вместо минус 1 — 2 диоптрии будет сразу минус 3 — 4.

Как гаджеты ухудшают детское зрение?

Давая ребенку в руки гаджеты по «100 раз в день», родители сами создают предпосылки для возникновения проблем со зрением. И вот почему.

  • Синий свет от любого дисплея интенсивно воздействует на детские глаза. Он может вызвать повреждение сетчатки и дегенерацию желтого пятна, что является основной причиной развития катаракты. У взрослого человека подобный риск ниже, потому что с возрастом хрусталик немного желтеет и блокирует часть синего света.
  • Длительное «общение» с любым гаджетом вызывает синдром сухости глаз. В процессе разглядывания экрана мы в 2 — 3 раза реже моргаем, а значит, глаз не увлажняется. Сухость глаз приводит к развитию воспалений.
  • Чем меньше экран и изображение на нем, тем сильнее напрягаются глаза. Мелкие и яркие быстро меняющиеся картинки нарушают естественные процессы формирования зрительного аппарата ребенка. Поэтому телевизор все-таки лучше планшета.   
  • Удаленность экрана от глаз имеет огромное значение, поэтому смартфоны так опасны. Как правило, их дисплей находится перед самым носом ребенка, а не на безопасном для глаз расстоянии.   

Современные дети проводят у различных мониторов до 10 часов в день!!! Хотя для подростка допустимый максимум 3 часа в день, а для детей младшего школьного возраста — не более часа.

Что делать?

Во-первых, даже при 100%-ном зрении показывать ребенка детскому офтальмологу нужно регулярно — 2 раза в год. Для школьников лучше это делать во время каникул, чтобы при обнаружении каких-то проблем можно было пройти, когда зрительная нагрузка минимальна. И важно попасть именно к детскому специалисту, который проведет осмотр.

Во-вторых, использовать все возможные способы для защиты детских глаз.

— Всем школьникам я рекомендую очки для работы за компьютером, особенно это касается тех ребят, которые решили связать свою будущую профессию с IT-технологиями. Сейчас огромный выбор линз с различными покрытиями — для защиты от вредного синего излучения, грязе-, водоотталкивающее покрытие, антистатическое и т.д., — говорит Ася Владимировна.

Для деток с уже ослабленным зрением офтальмологи рекомендуют линзы для очков «перифокал». Это своеобразный тренажер для глаз, который обеспечивает различную степень рефракции по всей поверхности линзы. Благодаря этому процессу глаза ребенка тренируются все время, пока он носит очки, а зрение не ухудшается.

— Также я настоятельно советую перифокальные тренировочные линзы для детей с сильно прогрессирующей миопией.

Благодаря различному преломлению они снижают нагрузку на глаза  и приостанавливают процесс ухудшения зрения.

Конечно, стоят они не так дешево, как хотелось бы, но лучше один раз потратиться на здоровье, чем каждые 3 месяца прибавлять в диоптриях. Ведь речь о детском здоровье! — отмечает врач.

Как сохранить и улучшить зрение ребенку: особенности зрения детей, охрана зрения детей

В сети «Оптика Сэсэг» опытные специалисты помогут подобрать вашему ребенку современные линзы для очков последнего поколения. Огромный выбор для любого случая по доступным ценам.

Медицинская статистика показывает, а жизнь подтверждает, что сегодня очки нужны всем детям без исключения, только одним для защиты зрения, а другим — для его коррекции и улучшения. Поэтому первоочередное значение имеет профилактика, за которую в большей степени несут ответственность родители.  

Памятка для родителей

Особое внимание родители должны уделить следующим рекомендациям специалистов.

  1. Регулярно и своевременно проходить осмотр у детского офтальмолога, минимум 2 раза в год.
  2. Уделить внимание рациональному питанию, чтобы детскому организму хватало витаминов, минералов и белков, в частности кальция. Особенно это важно в первые годы жизни, когда зрительная система формируется.
  3. Поддерживать активный образ жизни, потому что современные дети мало гуляют. Ежедневные двухчасовые прогулки на свежем воздухе снижают риск развития заболевания на 36%.
  4. Адекватное расстояние до рассматриваемого объекта. Если это телевизор с диагональю 1 метр, то смотреть его нужно на расстоянии 5 метров. От компьютерного монитора диагональю 17 дюймов — на расстоянии вытянутой руки и под небольшим углом.
  5. Установить время зрительной нагрузки. Телевизор для младших школьников по 30 — 40 минут, средних – от 60 до 90 минут. Компьютер: в 5 лет по 5 минут, в 6 — 7 лет — по 10 минут, от  7 — 9 лет — по 15 минут.
  6. В детской комнате должно быть достаточное освещение: рассеянное потолочное и направленное нижнее (светильники и бра).
  7. Малыши любят играть на полу: собирать конструктор, пазлы, лепить и т.д. Поэтому так важно организовать правильное освещение этой игровой зоны, одного потолочного света недостаточно.
  8. Рабочее место школьника должно быть организовано по всем правилам. Во-первых, настольная лампа мощностью 60 Вт для правшей слева, для левшей — справа. Во-вторых, мебель, подобранная по росту ребенка, чтобы расстояние от глаз до тетради было 30 — 35 см.
  9. При чтении сказки на ночь подавайте ребенку правильный пример  — не читайте лежа при плохом освещении. Когда он подрастет, будет делать точно так же. Категорически запрещается писать и читать лежа, на боку, наклонив или запрокинув голову.

Необходима консультация специалиста.

Как сохранить и улучшить зрение ребенка

Как сохранить и улучшить зрение ребенку: особенности зрения детей, охрана зрения детей

Обычный день среднестатистического школьника выглядит следующим образом: 5 – 7 часов на занятиях в школе, быстрый перекус, подготовка домашнего задания (от 1 часа и до бесконечности), просмотр мультфильмов или компьютерная игрушка (еще минимум 1 час), ужин, вечерний просмотр телепередач вместе с родителями. По самым скромным подсчетам время, в течение которого ребенок 7 – 12 лет интенсивно нагружает глаза, составляет 7 – 9 часов в день. А есть еще смартфон или планшет с компьютерными играми, книжки (бумажные или электронные), дополнительные занятия и секции, далеко не всегда спортивные… Нередко настоящий отдых глазам обеспечивается только во время сна. Вот и получается, что к концу средней школы как минимум каждый четвертый школьник страдает от плохого зрения.

Самыми частыми проблемами зрения у школьников являются миопия, астигматизм, дальнозоркость и спазм аккомодации. Система зрения в детском и подростковом возрасте имеет широкие возможности для восстановления, поэтому чем раньше будет обнаружена проблема, тем меньше усилий понадобится для ее решения и тем больше шансов на успех.

Существует много методов, позволяющих сохранить зрение ребенка во время учебы. Борьба за хорошее зрение у школьника обязательно должна включать регулярный отдых для глаз, организацию рабочего места, ограничение времени пребывания перед экраном компьютера или планшета, активный отдых, занятия спортом, систематические прогулки на свежем воздухе, здоровое питание, прием витаминов для зрения.

Все вышеперечисленные мероприятия по профилактике нарушений зрения у школьников имеют один крупный недостаток – они требуют от родителей существенных затрат сил и времени, ведь придется не только огласить ребенку пожелания, но и постоянно контролировать их выполнение.

К счастью, сегодня существует метод, который позволяет в несколько раз сократить временные затраты для родителей, при этом значительно повысив эффективность мероприятий по сохранению зрения.

Речь идет о цветоимпульсной стимуляции зрительного анализатора с помощью аппарата «Визулон».

Цветоимпульсная стимуляция — это инновационная разработка, которая с успехом применяется для коррекции зрения и нормализации работы жизненно важных систем организма. Аппарат «Визулон» позволяет остановить прогрессирование зрительных нарушений у школьников, а при регулярном использовании — улучшить остроту зрения.

К основным показаниям для применения прибора у детей относятся миопия, дальнозоркость, астигматизм, амблиопия, детская близорукость и косоглазие, сеансы терапии также помогают избавиться от зрительного утомления. Аппарат «Визулон» абсолютно безопасен, допускается использовать его у детей, начиная с 4-летнего возраста.

Оздоровительные сеансы для детей в возрасте от 4 до 7 лет должны проводиться под наблюдением врача.

Стандартный результат от применения аппарата «Визулон» при прогрессирующей близорукости у школьников — уменьшение силы очков на 1,5 – 2 диоптрии!

  • «Визулон» устроен максимально просто, освоить и самостоятельно применять его способен даже ребенок. Сеанс лечения не потребует много времени: всего две 10-минутных процедуры в день позволяют:
  • • в кратчайшие сроки снять зрительное напряжение и устранить сопровождающий его спазм аккомодации;
  • • значительно повысить эффективность лечения многих патологий зрения (миопии, астигматизма, косоглазия, амблиопии, дальнозоркости);
  • • уменьшить раздражительность и утомляемость;
  • • улучшить качество ночного сна.

В основе работы аппарата «Визулон» лежит научно обоснованный метод биорезонансной терапии – безопасный и надежный безлекарственный метод оздоровления зрительной системы и всего организма, который продемонстрировал высокую эффективность. «Визулон» сертифицирован и имеет полный комплект разрешительной документации.

Результаты клинических исследований применения аппарат «Визулон» у школьников показали, что на фоне лечения у 93% детей с прогрессирующей близорукостью наблюдалось повышение остроты зрения.

 Положительные результаты были отмечены у 68% детей с дальнозоркостью и примерно столько же (67%) при лечении косоглазия и амблиопии.

Отмечена высокая результативность применения аппарата «Визулон» (порядка 92% случаев) для устранения спазма аккомодации.

Рекомендованная длительность одного курса лечения составляет всего 6 недель. Стандартный результат от применения аппарата «Визулон» при прогрессирующей близорукости у школьников — уменьшение силы очков на 1,5 – 2 диоптрии!

Помимо благоприятного эффекта на систему зрения, аппарат «Визулон» помогает с успехом справляться с высокими умственными нагрузками в школе. После прохождения курса цветоимпульсной терапии дети меньше утомляются, лучше учатся, у них повышается работоспособность и улучшается сон.

Хотим акцентировать внимание на том, что «Визулон» не является панацеей от всех болезней глаз, и его применение не может заменить лечение, которое рекомендовано вашим врачом.

Аппарат может и должен использоваться в комплексе с другими методами лечения, что позволяет значительно повысить эффективность проводимой терапии.

Перед началом лечения необходимо обязательно проконсультироваться с врачом.

Где купить и цена прибора

Розничная цена аппарата в аптеках и специализированных магазинах медтехники составляет 28 000 руб.

Проект proglaza.ru сотрудничает с компанией производителем, что позволяет предоставлять нашим пользователям существенные скидки.

Стоимость прибора при покупке через форму заказа составляет всего 19 200 руб. (скидка 30%).

Позаботьтесь о зрении ребенка уже сегодня!

Имеются противопоказания. Перед применением необходима консультация специалиста.

  • Как сохранить и улучшить зрение ребенку: особенности зрения детей, охрана зрения детей Интересное Плеоптика — лечение амблиопии Плеоптика является разделом офтальмологии, который занимается восстановлением функции оптического аппарата при его недоразвитии (амблиопии), являющейся…

Доклад "Охрана зрения" для дошкольников

Доклад «Охрана зрения дошкольников»

Как сохранить и улучшить зрение ребенку: особенности зрения детей, охрана зрения детей

1. Проблематика нарушения зрения у детей дошкольного возраста. Влияние технологических процессов на зрение

Цель современного российского образования – всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья

В нашем дошкольном учреждении «Детский сад общеразвивающего вида № 116» создано оптимальные условия для всестороннего развития и укрепления здоровья детей. Мы постарались создать максимально комфортные условия, направленные на развитие дошкольников .И в этой связи любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей!

Подобный подход позволяет добиться высокой результативности воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

В своей работе мы опираемся на статистический мониторинг здоровья детей. Мы тщательно изучаем и прорабатываем результаты мониторинга, вносим необходимые правки в программу обучения и развития детей, за счет чего гарантировано обеспечиваем индивидуальный подход к каждому ребенку; формируем положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей воспитанников.

Мы отчетливо пониманием, зрение – один из важнейших органов для развития ребенка. Это ценнейшая, но в то же время весьма хрупкая система человеческого организма. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заботиться об этом органе. Именно зрение позволяет ребенку видеть, писать, читать, рисовать, а также заниматься различными видами деятельности.

И наша задача, как детских специалистов, помочь детям сохранить здоровье органа зрения, сделать процесс обучения, игровые процессы максимально полезными и эффективными для профилактики нарушения зрения. Помочь детям с нарушением зрения улучшить состояние здоровья их органа зрения.

В том числе, одна из ключевых задач – дать соответствующие рекомендации родителям для охраны зрения ребенка. У многих наших воспитанников имеются проблемы со зрением и осанкой.

А ведь осанка человека – это не только красота его фигуры, это основное влияние на его здоровье: нарушение функций дыхания и кровообращения, нарушение речевого и моторного развития, нарушение зрения, нарушение состояния нервной системы и другие отклонения в здоровье.

Очень часто дети, имеющие плохую осанку, страдают одновременно нарушением речи, близорукостью, у них недостаточно развиты общая и мелкая моторика рук, речевое дыхание.

Современные электронные девайсы также могут вредить состоянию органов зрения ребенка, если не соблюдать специальные правила по использованию компьютеров, планшетов и других устройств с учетом возраста и состояния здоровья ребенка.

Безусловно, занятия или игра за планшетом, компьютером или другим электронным устройством способствуют, в определенной степени, умственному развитию ребенка, но важно заботиться о физическом здоровье.

Но критично важно соблюдать правила, которые определяют возможное количество времени, которое ребенок, в том или ином возрасте может без вреда для здоровья проводить за электронным девайсом.

Поэтому рекомендации по использованию современных гаджетов мы также представим в процессе раскрытия темы охраны зрения в текущем докладе.

Различные нарушения зрения возникают и развиваются незаметно, особенно у детей дошкольного возраста. Появляются ощущения тяжести, рези в глазах, головная боль, хуже видны мелкие предметы, при чтении глазные мышцы напрягаются. Если вовремя, на эти явления не обратить внимания, то могут развиться различные отклонения от нормального зрения.

  • Самыми распространёнными заболеваниями глаз являются: близорукость, дальнозоркость и астигматизм.
  • Основными причинами этих заболеваний являются не только неточная фокусировка на сетчатке глаза, зависящая от состояния хрусталика, но и мышечные усилия, которые прилагаются при разглядывании близких или удаленных предметов.
  • Причиной нарушения зрения может быть:
  • плохое питание. Пища должна быть богата витаминами «А» и «Д», влияющими на зрение;
  • недостаток ультрафиолетовых лучей сказывается на зоркости детей;
  • простудные заболевания;
  • понижение или повышение температуры воздуха;
  • раздражение, волнение, снижение иммунитета;
  • стрессовые ситуации – всё эти факторы, сказываются на состоянии глаз и увеличивают возможность их заболеваний.
  • другие причины

Мы прорабатываем и подбираем эффективные педагогические методы, которые позволяют формировать у детей правильные представления о здоровье, а также с легкостью, в игровой форме, прививать и укреплять навыки для развития и роста здорового организма. К числу таких методов относятся: педагогические охранительные режимы, профилактические зрительные гимнастики, физкультурные паузы на занятиях и другие методики.

С целью расширения зрительных горизонтов, развития творческого воображения и целостного (чувственно-образного и интеллектуального) восприятия и познания мира в нашем дошкольном учреждении активно применяется специально разработанная методика Владимира Филипповича Базарного, что исключает раннюю потерю зрения, снимает физическую и психоэмоциональную напряженность детей, служит профилактикой близорукости, нарушений осанки, тренирует вестибулярный аппарат. Методика предполагает игровую форму, что позволяет осуществлять профилактические мероприятия по охране зрения ненавязчиво и интересно для ребенка.

Важно отметить, что игра в работе с детьми дошкольного возраста – это мощнейший инструмент, который позволяет не только решать задачи воспитания, задачи по охране здоровья ребенка, но и вовлекать непосредственно ребенка в этот процесс, прививать детям через игру корректные установки и правила, способствующие его здоровью и развитию, в том числе профилактике и здоровью зрительных органов.

2. Профилактика зрения детей дошкольного возрастаМетодика Владимира Филипповича Базарного

Так как в детском саду в процессе воспитания и обучения значительная нагрузка падает на зрительное восприятие ребёнка, задача детского педагога построить так свою работу, чтобы зрение детей не только не ухудшилось, а по возможности и восстановилось. Для этого в процессе своей работы воспитатель может творчески внедрять принципы здоровье развивающего обучения В.Ф. Базарного.

  1. Выбранная методика позволяет успешно решать следующие задачи:
  2. 1. Содействовать нормальному и естественному функционированию глаз путём снятия психических и физических напряжений;
  3. 2. Тренировать глаза с помощью упражнений;
  4. 3. Развивать остроту зрения, а также зрительную память, быстроту реакции;

4. Сохранять зрение детей.

В монографии профессора В.Ф. Базарного «Зрение у детей: Проблемы развития» изложена концепция здоровье развивающего и здоровье укрепляющего обучения детей дошкольного возраста.

Концепция предполагает 5 основных принципов, которые детский специалист может использовать в своей работе:

Первый принцип: построение занятий с детьми в режиме «зрительных горизонтов» и подвижных объектов, то есть дидактический материал максимально удалён от детей и находится в движении по отношению к ним и наоборот, дети двигаются по отношению к материалу. По возможности занятия проводятся в условиях естественной экологической среды.

  • Второй принцип: 2-3 раза в неделю проводятся специальные занятия по увеличению резерва зрения детей.
  • Третий принцип: для тренировки мышц органов зрения, профилактики миопии (близорукости) 1-2 раза в день дети выполняют упражнения, сопровождающиеся движениями глаз и головы по чётко запрограммированной траектории.
  • Четвёртый принцип: все занятия (независимо от раздела программы) проводятся в режиме «динамической позы», то есть периодической смены позы: «сидя», «стоя», используется и поза «лёжа».

Пятый принцип: использование «Экологического Букваря» при знакомстве детей с буквами, обучении чтению. «Экологический Букварь» по Базарному — это сюжет природы размером не менее двух метров. Герои известных детских сказок, звери, птицы приносят детям буквы, знакомят с ними.

Отличительной особенностью методики обучения в режиме дальнего зрения является то, что изучаемые объекты находятся на максимальном расстоянии от детей. Намечается «линия воспитателя», то есть место, откуда демонстрируются детям пособия. Дети сидят на определенном расстоянии от «линии воспитателя» в соответствии с остротой своего зрения.

Все занятия имеют следующую структуру:

1 часть: рассматривание сюжетной картинки, где самые крупные предметы не более 2-3 сантиметров, а самые маленькие не менее 10 мм.

2 часть: рассматривание предметных картинок. Размеры изображённых предметов на картинках 3-5 сантиметров и менее. В этой части занятия применяется приём подвижных объектов.

3 часть: динамическая пауза, которая проводится всегда стоя.

Дети все задания выполняют охотно, с большим интересом. Периодически меняя позы «сидя», «стоя», ребёнок не испытывает чувства усталости. Постоянно снимая у детей физическое и психическое напряжение, необходимо помнить, что расслабление приводит к улучшению зрения.

В этих целях можно выполнить с детьми покачивания, стоя напротив окна на расстоянии 30-40 см и плавно перенося вес тела то на левую, то на правую ногу, голова при этом остаётся неподвижной относительно плеч и туловища. Можно в это же время рассматривать какой-либо неподвижный предмет вдали.

Это упражнение дети могут выполнять после занятий рисованием, лепкой, аппликацией.

Возможны различные варианты проведения, о них мы расскажем в практическом блоке нашего мастер-класса.

3. Рекомендации офтальмологов для профилактики зрительных расстройств детей дошкольного возраста

Наибольшая нагрузка на зрение бывает во время обязательных занятий, а поэтому контроль за их длительностью и рациональным построением очень важен.

Тем более, что установленная длительность занятий — 25 минут для старшей группы и 30 минут для подготовительной к школе группы не соответствует функциональному состоянию организма детей.

При такой нагрузке у детей наряду с ухудшением отдельных показателей организма (пульса, дыхания, мышечной силы) наблюдается падение и зрительных функций. Ухудшение этих показателей продолжается даже после 10-минутного перерыва.

Ежедневно повторяющееся снижение зрительных функций под влиянием занятий может способствовать развитию зрительных расстройств. И, прежде всего, это относится к письму, счету, чтению, требующим большого напряжения зрения. В связи с этим целесообразно следовать ряду рекомендаций.

Прежде всего, следует ограничить длительность занятий, связанных с напряжением аккомодации глаза. Достигнуть этого можно при своевременной смене во время занятий разных видов деятельности.

Чисто зрительная работа не должна превышать 5-10 минут и младшей группе детского сада и 15-20 минут в старшей и подготовительной к школе группах. После такой длительности занятий важно переключить внимание детей на занятия, не связанные с напряжением зрения (пересказ прочитанного, чтение стихов, дидактические игры и др.).

Если почему-либо невозможно изменить характер самого занятия, то обязательно надо предусмотреть 2-3-минутную физкультурную паузу.

Неблагоприятно для зрения и такое чередование занятий, когда первое и следующее за ним — однотипные по характеру и требуют статического и зрительного напряжения. Желательно, чтобы второе занятие было связано с двигательной активностью. Это может быть занятие гимнастикой или музыкой.

Особенно важно повысить эффективность 10-минутного перерыва между двумя занятиями. Для этого можно предложить детям по окончании первого занятия подойти к окну и в течение 2-3 минут смотреть вдаль.

Целесообразно то же самое повторить после окончания второго занятия. Опыт показывает, что такое несложное упражнение, если его проводить ежедневно, помогает восстановить уровень зрительных функций, временное снижение которых под влиянием занятий неизбежно.

Большое значение также играют физкультурные упражнения.

Важное значение для охраны зрения детей имеет правильная в гигиеническом отношении организация занятий в домашних условиях.

Дома дети особенно любят рисовать, лепить, а в более старшем дошкольном возрасте — читать, писать, выполнять различные работы с детским конструктором.

Эти занятия на фоне большого статического напряжения требуют постоянного активного участия зрения. Поэтому родители должны следить за характером деятельности ребенка дома.

Прежде всего, общая продолжительность занятий дома в течение дня не должна превышать 40 минут в возрасте от 3 до 5 лет и 1 часа в 6-7 лет. Желательно, чтобы дети занимались как в первую, так и во вторую половину дня и чтобы между утренними и вечерними занятиями было достаточное количество времени для активных игр, пребывания на воздухе, трудовой деятельности.

Еще раз следует подчеркнуть, что и в домашних условиях однотипные занятия, связанные с напряжением зрения, не должны быть длительными.

Поэтому важно своевременно переключить детей на более активный и менее напряженный для зрения вид деятельности.

В случае же продолжения однообразных занятий родители должны прерывать их каждые 10-15 минут для отдыха.

Следует предоставить детям возможность походить или побегать по комнате, сделать несколько физкультурных упражнений, а для расслабления аккомодации подойти к окну и посмотреть вдаль.

4. Рекомендации

Коллеги в заключение мы хотели бы дать ряд рекомендаций:

В течение первых двенадцати лет жизни ребенка идет интенсивное развитие его органов зрения. В этот период глаза особенно подвержены негативному влиянию многочисленных факторов, таких как повышенные нагрузки (компьютер, чтение, телевизор), травмы, инфекции, неблагоприятная экология, и многих других.

Как можно помочь формирующемуся детскому организму противостоять подобному влиянию внешней среды и предотвратить ухудшение зрения у ребенка?

  • Любая двигательная активность помогает глазкам малыша лучше работать. Организуйте детей больше двигаться, играть в подвижные игры. Занятия спортом тоже пойдут им на пользу.
  • Обязательно следите за осанкой ребенка. Ведь, если ребенок сидит с «кривой» спиной, у него нарушается кровоснабжение головного мозга, которое, в свою очередь, провоцирует проблемы со зрением.
  • Не допускайте, чтобы ребенок подолгу, не отрываясь, сидел за столом с конструктором или кубиками.
  • И еще один важный момент: для тренировки зрения малышу полезно играть с яркими, подвижными игрушками, которые вертятся, прыгают и катаются.
  • Регулярно проводите с ребенком гимнастику для глаз. Превратите это в ежедневную увлекательную игру « Веселая неделька!»

ЛИТЕРАТУРА

Базарный В. Ф. «Зрение у детей: Проблемы развития»– Новосибирск: Наука СО, 1991 .

«Создание условий для охраны и восстановления зрения» (методическая разработка ДОУ)

Журнал «Здоровый дошкольник»

Материалы сайта http://www.detskiysad.ru/

Как сохранить зрение ребенку?

Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, почти 20% дошкольников в развитых странах и один из четырех школьников имеют проблемы со зрением, которые, если оставить их без лечения, могут привести к значительной и/или необратимой потере зрения.

Тем более важно вовремя заметить признаки ухудшения зрения или любые признаки, свидетельствующие о возможных проблемах со зрением в будущем.

Обратитесь с ребенком к окулисту, если у него наблюдаются следующие симптомы:
косоглазие; хронические головные боли; ребенок часто трет глаза; неспособность различать цвета после 3 лет; нечеткость зрения; двоится в глазах; глаза покраснели, слезятся или чешутся; веки разной формы; чрезмерная слезоточивость; выделения из глаз.

Косоглазие

Бывает примерно у 4% детей. При этом один из глаз обычно смотрит прямо, а другой — налево, направо, вверх или вниз. Косоглазие может быть врожденным или развиться в детстве. Лечится, как правило, с помощью очков или операции. Если косоглазие не лечить, впоследствии оно может привести к ухудшению зрения или другим глазным проблемам.

Амблиопия («ленивый глаз»)

От амблиопии страдает примерно 2% детей, часто является следствием косоглазия. При этой проблеме один глаз слабее другого, и мозг «перекрывает» изображение, получаемое от более слабого глаза. У пациентов с амблиопией отсутствует бинокулярное зрение — способность мозга правильно сопоставлять два изображения обоих глаз в одно целое.

Эта способность необходима для возможности оценивать глубину, т.е. того, какой предмет в поле зрения находится за каким. При амблиопии это невозможно. Лечится амблиопия с помощью очков, операции или пластыря, наклеиваемого поверх сильного глаза. Если ее не лечить, амблиопия может привести к потере зрения сначала в слабом глазе, а потом и в сильном.

Зрительная система человека полностью развивается к 9–11 годам. До этого возраста зрительная система детей приспосабливается к нарушениям в зрении подавлением зрительного образа, получаемого из больного глаза. Если выявить амблиопию во время, ее причина может быть исправлена, и зрение восстановлено.

Однако, примерно после 11 лет очень сложно, если, вообще, возможно, научить мозг использовать больной глаз в нормальном режиме.

Признаки амблиопии. Плохое зрение в одном или обоих глазах, отклонение в сторону или закрытие одного глаза во время чтения или просмотра телевизора, косоглазие, поворот или наклон головы при взгляде на предмет.

Миопия (близорукость)

У маленьких детей близорукость бывает редко. Чаще она развивается у школьников, когда ребенок начинает видеть плохо отдаленные объекты, в то время как близкие объекты видит хорошо. В зависимости от степени близорукости миопию можно исправить очками, контактными линзами или рефракционной хирургией.

Симптомы близорукости. Плохое зрение при взгляде на отдаленные предметы, частые головные боли, повышенная зрительная утомляемость при долгом смотрении вдаль (например, во время спортивных игр).

Гиперметропия (дальнозоркость)

Дети с дальнозоркостью хорошо видят отдаленные объекты, но нечетко видят объекты вблизи. Небольшая степень дальнозоркости считается нормальной у маленьких детей. При более сильной дальнозоркости обычно требуется ношение очков.

Основные признаки дальнозоркости: плохое зрение вблизи, повышенная утомляемость глаз при чтении, перенапряжение глаз при работе (головные боли, жжение в глазах), частые воспалительные болезни глаз.

Конъюнктивит (красные глаза)

У маленьких детей причиной конъюнктивитов обычно являются вирусная или бактериальная инфекция. У более старших детей причиной может быть также и аллергия. Обычно при конъюнктивите имеются следующие симптомы: покраснение век, чрезмерная слезоточивость и выделения из глаз. Для лечения бактериального конъюнктивита окулисты прописывают специальные капли или мази для глаз.

Астигматизм

Астигматизм — это самая частая причина низкого зрения, часто сопровождающая близорукость или дальнозоркость. Его причиной является неправильная форма роговицы (передней части глаза), следствием может являться нечеткость зрения.

В зависимости от степени астигматизма ребенку обычно прописываются очки, астигматизм может также исправляться контактными линзами или рефракционной хирургией. Если у ребенка только малая степень астигматизма, он может его не замечать или испытывать лишь несколько расплывчатое зрение.

Иногда неисправленный астигматизм может вызывать частые головные боли или повышенную утомляемость глаз при зрительной нагрузке.

Предупреждение ухудшения зрения

Если же говорить о том, как предупредить ухудшение зрения, то очень важна хорошая освещенность того места, где находится ребенок. Если он играет, смотрит книжки, рисует — обязательно должен быть достаточный свет! И еще непременно нужно соблюдать правильное расстояние между глазами и книгой или рисунком — 25–30 см.

Для сохранения зрения ребенка важно ограничить время пребывания перед экраном телевизора или компьютера. Дошкольникам можно смотреть телевизор не больше, чем полчаса в день и на расстоянии не менее 3 метров, при этом комнате обязательно должно быть слабое освещение — нельзя смотреть в полной темноте. Начиная со школьного возраста, можно смотреть и по часу, но лучше с перерывами.

Если ребенку назначены очки, он должен не только читать и смотреть телевизор в очках, а все время носить их. Детям назначают очки только для постоянного ношения. Что же касается компьютеров, то до трех лет общение с ними надо исключить. С трех до семи лет можно проводить не более 20 минут перед дисплеем, и не чаще двух раз в неделю.

После 7 лет — 1 час в день или два подхода по 40 минут. И при этом расстояние до экрана должно быть не меньше 60–70 см. Время от времени следует делать гимнастику для глаз — медленные движения глазами: влево-вправо, вверх-вниз, по диагонали и по кругу, выполнять по 2 минуты.

Не экономьте при выборе монитора: выбирайте монитор с высокой частотой обновления, с большой разрешающей способностью и маленьким шагом расположения точек.

Травмы глаз у детей

Часто у детей происходят травмы глаз. На первом месте идут травмы, нанесенные острыми предметами. Всем родителям маленьких детей необходимо тщательно убирать ножницы, карандаши, спицы и все, чем ребенок может повредить себе глаза.

Покупаем ребенку очки

Если врач настаивает на том, что ребенку необходимы очки, родителям следует выбрать наиболее подходящую пару.

Выбирайте подходящий материал. Линзы, сделанные из поликарбоната — прочного, легкого и небьющегося материала — являются лучшим выбором для ребенка. Однако поликарбонат легко царапается, поэтому следует выбирать очки со специальным покрытием, защищающим линзы от царапин.

Очки должны быть удобны. Дужки очков должны быть достаточно гибкими. Очки не должны тереть переносицу или сползать. Для ребенка от 1 до 4 лет следует выбирать очки не с дужками, а с завязками или лентой вокруг головы.

Если ребенок уже достаточно большой, позвольте ему самому выбрать оправу. Чем больше ребенку понравится дизайн очков, тем комфортней он будет чувствовать себя в них, и тем охотней их носить.

Для сохранения хорошего зрения необходимо регулярное посещение глазного врача, для ребенка, у которого возникли какие-либо проблемы с глазами, контрольное обследование у врача следует проводить не реже 1 раза в 6 месяцев. Надеемся, что выполнение этих мер предосторожности поможет избежать вашему ребенку проблем со зрением.

Источник:  http://elesto.ru

Как сохранить зрение у детей

Зрение одно из важнейших чувств человека, без которого он не может полноценно существовать. Потому очень важно его сохранить с раннего детства. По итогам исследования Всемирной организации здравоохранения в странах с высоким уровнем развития у каждого четвертого школьника и 20-ти% дошкольников зафиксированы проблемы со зрением. Наиболее часто у детей обнаруживается близорукость или миопия.

Невозможно знать все о зрении, но основы его сохранения обязательны для каждого. Соблюдение нескольких нехитрых правил поможет избежать проблем в будущем.

Здоровые глаза с младенчества:

  1. Важно соблюдать зрительный режим с рождения. Постоянно включенного телевизора в комнате, где находится малыш, не должно быть. Для малыша мама это самое главное, мультфильмы всего лишь отвлекающий маневр. Только к 2 годам ребенок начинает осознавать происходящее на экране.

    20 минут — максиму времени, которое ребенок до двух лет может проводить у телеэкрана без вреда. И уж тем более нельзя постоянно развлекать его просмотром мультиков, освобождая время для себя. У дошкольников телесеансы должны составлять по 1 часу в день. Детям младшего школьного возраста желательно смотреть телевизор не более 2-х часов.

  2. Некоторые родители с младенчества приучают ребенка к компьютеру и планшету, считая, что современная техника безвредна. Но вспомните себя, после нескольких часов проведенных у монитора. Комфортно ли вы себя чувствуете? Дети 3 – 7 лет могут проводить у монитора 20 минут.

    Более взрослый ребенок может заниматься на компьютере 40 минут с не большими перерывами. Увлечение компьютерными играми очень вредит зрению, потому желательно, чтобы дети до 12 лет в них не играли. Особенно ели родители страдают близорукостью.

  3. Следите за правильностью освещения рабочего стола ребенка.

    Одинаково вредны как недостаток освещенности, так и избыток. Просмотр телевизора или игра на компьютере при выключенном свете приводят к утомлению глаз.

  4. Приучайте ребенка к правильной осанке. Расстояние от подбородка до стола 33 см, а от монитора до глаз 60 -70 сантиметров. Перед телеэкраном желательно сидеть и на расстоянии 2-3 метров и не сбоку.

  5. Отвлекайте его от экрана время от времени. Пусть посмотрит вдаль, потянет и поморгает глазами.
    Помните, что для сохранения здоровья ребенок должен больше играть на улице, дышать свежим воздухом.

Гимнастика для глаз ребенка

Школьникам, да и не только им, будут полезны простые упражнения для глаз:

  • Переводить взгляд не поворачивая голову с предметов находящихся в противоположном направлении вращая глазными яблоками.
  • На стекле окна, на уровне глаз, нарисуйте отметку в 3 мм. Пусть ребенок встанет в 30 см от окна и смотрит по 5 секунд то на метку то на предметы вдалеке, продолжительность занятия от 3 до 5 мин.
  • Снять усталость поможет массаж глазных яблок. Проводите подушечками пальцев от внешнего угла глаза к внутреннему. Большими пальцами помассируйте область вокруг глаз. От носа к внешнему краю бровей и сверху от начала в конец брови.

Не забывайте, что просмотр телевизора или компьютерная игра не являются отдыхом, а наоборот усиливают нагрузку на зрение. Информационные технологи в 2 раза увеличили заболевание близорукостью.

Внимание!

Если ваш ребенок стал беспокойно вести себя перед телевизором, чешет глазки и постоянно меняет позу, старается сесть поближе, прищуривается и слишком близко подносит предметы к глазам – обязательно посетите окулиста.

Автор статьи: Швед Е. В.

Как сохранить зрение у детей

Консультация на тему: охрана зрения у детей | Социальная сеть работников образования

                                  Формирование и охрана зрения у детей

Зрение у детей формируется по мере их роста и имеет свои особенности. Наиболее интенсивно этот процесс происходит в период от 1-го до 5-го года жизни ребенка. В этом возрасте значительно увеличивается размер глаза, его преломляющая сила и вес глазного яблока, что сказывается на способности глаза видеть предметы четко — остроте зрения.

Острота зрения равняется 1,0 (т.е. норма), формируется у детей не сразу, а зависит от возраста. Так, при рождении большинство детей склонны к дальнозоркости. И только с 6-ти годам увеличивается число детей с нормальным зрением.

Однако от 3-х до 7-ми лет причиной понижения зрения у детей бывает и близорукость. Кроме того, в 2-3-х летнем возрасте наиболее активно формируется совместная работа обоих глаз, поэтому именно в этом возрасте может возникнуть косоглазие.

Как сохранить зрение

Большое значение для охраны зрения детей имеет правильная организация занятий в домашних условиях.

Дома дети любят рисовать, лепить, а в старшем возрасте — читать, писать, играть с конструктором. Эти занятия требуют постоянного активного участия зрения.

Но надо помнить, что общая продолжительность занятий в течение дня не должна превышать 40 минут в возрасте от 3-х до 5-ти лет, и одного часа в 6-7 лет.

Желательно, чтобы дети занимались как в первую, так и во вторую половину дня и чтобы между этими занятиями было время для активных игр и пребывания на свежем воздухе.

Однотипные занятия, связанные с напряжением зрения, должны прерываться каждые 10-15 минут для отдыха глаз.

Следует предоставить детям возможность походить или побегать по комнате, сделать несколько физкультурных упражнений, подойти к окну и посмотреть вдаль.

Чтобы улучшить зрение ребенка, нужно подобрать ему соответствующие игрушки и « игры. Полезна любая игрушка, которая прыгает, вертится, катится и движется. Полезны любые игры с использованием мяча. Целесообразно уменьшить время игр, способствующих пристальному смотрению (шахматы, шашки, головоломки и т.д.).

Профилактику неправильных зрительных привычек у ребенка начинают уже с 2-3-х лет. Детей учат периодически моргать, не горбиться, не дают им возможность смотреть пристально, просят чаще менять взгляд с ближнего на дальние предметы и обратно. Постепенно эти упражнения из игры для ребенка превратятся в полезную привычку.

Очень важно обучить ребенка правильно смотреть телевизор и играть на компьютере. Помните, что длительный просмотр телепередач или занятий на компьютере оказывают вредное воздействие на зрение.

Длительность непрерывного просмотра телепередач или занятий на компьютере для дошкольников и младших школьников не должна превышать получаса. Оптимальное расстояние до экрана телевизора — от 2-х до 5-ти метров.

Экран монитора компьютера должен располагаться не ближе, чем на расстоянии вытянутой руки ребенка (40 см). Сидеть при этом необходимо не сбоку, а прямо перед экраном. В комнате должно быть обычное естественное или искусственное освещение.

Важно только, чтобы свет от других источников не попадал в глаза.

Во время чтения свет должен падать на книгу или тетрадь равномерно. Лучше всего заниматься с настольной лампой, оставляя при этом общее освещение. В поле зрения ребенка во время работы не должно быть отражающих поверхностей.

Нужно избегать наклона головы близко к предмету работы. Лучшее расстояние для зрительной деятельности — 30-35 см.

Неправильная посадка (близкое расстояние от глаз до книги и тетради) способствует возникновению и развитию близорукости.

Сидеть нужно прямо, опираясь на спинку стула, чуть наклонив голову вперед, руки свободно лежат на столе, локти не свисают, ноги всей стопой опираются на пол или скамеечку. Стул на 3-5 см задвинут под стул.

Важно научить ребенка самому контролировать свою посадку.

Так, проверить расстояние от глаз до книги или рисунка можно рукой: поставить руку, согнутую в локте, на стол, кончики пальцев касаются виска, между столом и грудью должен свободно проходить кулак, лопатки касаются спинки стула.

Воспитать у ребенка эту привычку помогает соответствующая мебель для занятий. Нельзя заниматься за круглым или кухонным столом.

Ни в коем случае нельзя разрешать детям читать лежа, т.к. эта привычка может явиться одним из провоцирующих близорукость факторов.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *