Всегда ли детская агрессия является негативным фактором или же она служит во благо ребёнку? Австрийский зоопсихолог Конрад Лоренц рассматривал агрессивность и конфликтность как один из аспектов инстинкта самосохранения. С этой точки зрения, враждебность является полезным навыком, существующим для отстаивания своих прав и интересов.
Однако если вовремя малышу не объяснить, что неконтролируемые вспышки агрессии недопустимы, последствия могут быть очень серьезными. Конфликтность превратиться из конструктивного инструмента в деструктивный.
Так как же вовремя распознать агрессию у детей и подростков, как правильно реагировать на агрессию ребенка? И что делать, чтобы научить ребенка контролировать свои эмоции?
Причины детской агрессии
- Кризисные периоды в развитии. Через конфликтность и капризность дети пытаются найти свое место в изменившейся обстановке, выстроить новый тип коммуникации с окружающими.
- Проявление соматического заболевания.
Агрессивное поведение ребёнка может быть связано с имеющимися у него психическими или неврологическими заболеваниями.
- Ухудшение самочувствия в преддверии простудного заболевания. Малыш чувствует недомогание, но в силу возраста не понимает, что его беспокоит, и не может объяснить это взрослым.
Он начинает плохо вести себя, пытаясь привлечь внимание.
- Чрезмерная любовь к одному из родителей. Объектом агрессии становится второй родитель.
- Сильный стресс, связанный с потерей близкого человека, тяжелой болезнью родственника, другой серьёзной семейной проблемой.
Так он снимает напряжение, выплёскивает наружу страх, обиду, злость.
- Недостаток любви, равнодушие со стороны родителей. Ребёнок проявляет агрессию, чтобы получить от них хоть какой-то эмоциональный отклик. Причины подростковой агрессии часто кроются в холодном отношении со стороны матери.
- Копирование поведения взрослых. Если мама с папой каждый день ссорятся, дерутся, кричат, ругаются с посторонними, то сложно ожидать от малыша другого поведения.
Когда агрессию у ребёнка не стоит подавлять?
Матери важно уметь отличать приступы агрессии у ребёнка от желания защитить свои интересы.
Пример 1. К вашей дочери на детской площадке подходит девочка постарше, толкает, обзывает, пытается отобрать куклу. У вашей малышки есть веские основания начать злиться и пытаться всеми силами защитить своё имущество.
Пример 2. Вы пообещали сыну почитать на ночь книгу, если он наведёт порядок на столе. Мальчик убрал карандаши на место, но вы не сдержали слово, сославшись на занятость. Малыш имеет право рассердиться и обидеться на вас.
Из этого праведного гнева в будущем вырастет умение отстаивать свою точку зрения. Если же в подобных ситуациях вы будете ругать своё чадо, то у него закрепится убеждение, что защищать себя – плохо.
Диагностика состояния агрессии у подростков и детей
Существуют различные методики выявления детской агрессии. Рассмотрим некоторые из них.
- Схема наблюдения, составленная Алвордом и Бейкер. Она включает в себя 8 критериев. Необходимо отслеживать поведение ученика (воспитанника) не менее 6 месяцев. Если ребёнок агрессивный, то за это время проявится минимум 4 признака.
- Анкета Лаврентьевой и Титаренко содержит 20 вопросов, на которые нужно ответить «да» или «нет» (бланк заполняет педагог). Данный опросник помогает определить уровень агрессивности школьника.
- Тест «Руки» Вагнера позволяет выявить у детей не только склонность к насилию, но и другие особенности эмоционально-волевой сферы ребёнка. Его используют так же для обследования детей с ОВЗ.
- Рисуночные тесты («несуществующее животное», «кактус») выявляют скрытую агрессию, могут применяться при диагностических обследованиях младших дошкольников и детей с нарушениями развития.
Виды детской агрессии
Агрессия бывает:
- Физическая. Она проявляется в нанесении физического и материального вреда обидчику. Агрессор может укусить, ударить другого человека или животного, сломать какую-то вещь.
- Словесная или вербальная агрессия включает в себя оскорбления, клевету, крики. Девочки гораздо чаще прибегают к этому способу, используя вместо кулаков бойкотирование, интриги и манипуляции.
Конфликтующий человек может проявлять её:
- прямо (сделать больно, оскорбить в лицо);
- косвенно (сломать вещь обидчика, распускать о нём неприятные слухи или нелестно отзываться «за спиной»);
- символически (угрожать).
ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ: Смешанное расстройство личности (мозаичная психопатия)
Это открытые проявления агрессивности у детей.
Если ребёнок не умеет открыто конфликтовать, то он начинает это делать скрыто (пассивно): отказывается выполнять домашнее задание или есть, беспричинно враждует с другими детьми, отказывается идти на компромисс.
Скрытая агрессия у подростков мешает выстроить здоровые отношения, становится причиной неконтролируемой ревности и подозрительности, приводит к саморазрушению.
Как справиться?
Агрессия у детей дошкольного возраста: чем она вызвана? Как справиться с агрессией ребёнка-дошкольника?
Детская агрессия – очень частое явление. Почему дети ведут себя, казалось бы, не свойственным для такого юного возраста образом? Это связано с высокими темпами развития и неумением контролировать эмоции. У детей дошкольного возраста преобладает физическая агрессия. Дошкольники дерутся, кусаются, обзываются, капризничают, устраивают истерики и пытаются манипулировать взрослыми.
Агрессия у детей от 1,6 до 3х лет
На полтора года приходится первый кризис. У малыша появляются новые желания, эмоции, интересы, но нет возможности выразить их словами. Агрессия у детей 1,6-2 лет может быть связана с переизбытком чувств. Так от прилива любви к матери, малыш может начать бить её. Что делать в этом случае?
Маме следует перехватить руку ребёнка, с серьёзным выражением на лице строго и спокойно сказать: «Нет, нельзя!». Ни в коем случае не стоит улыбаться или говорить ласково, т.к. малыш может решить, что мама играет.
Если чадо пытается укусить кого-то, нужно подставить под его зубы напряженную ладонь. Почему? Потому что по ней зубы будут скользить. Малыш предпримет ещё несколько попыток укусить, но быстро потеряет интерес к тому, что у него не получается.
Агрессивное поведение детей в 3 года
Второй кризисный период: дети начинают стремиться к самостоятельности. Малыш отбирает чужие игрушки, выгоняет других детей из песочницы, не пускает их на горку. Любимые фразы трёхлетки: «Я сам!», «Это моё!».
Агрессия у дошкольников не проходит сама по себе, но подчёркивать её не стоит. Если мама слишком эмоционально реагирует на незначительные конфликты, то может только усугубить ситуацию. Правильней будет отойти с малышом в сторону, спокойно поговорить и предложить ему другую игру. Приятная особенность этого возраста: дошкольники легко переключаются на другое занятие и забывают обиды.
Причины агрессии у детей от 4 до 6 лет
В старшем дошкольном возрасте дети активно познают социум. Они учатся уважительно относиться к воспитателям, строить отношения со сверстниками, проверяют «на прочность» окружающих людей. В 4 года дошкольник начинает выстраивать свои личные границы и ревностно их охранять.
Он становится агрессивен, если кто-то посягает на его территорию. С 5 лет девочки стараются скрывать своё конфликтное поведение.
Они переходят от физической агрессии к речевой, что начинает проявляться в придумывании обидных прозвищ, отказе дружить с кем-то, настраивании всех против «врага».
Агрессия младших школьников
Ещё один важный этап в жизни ребёнка приходится на 6,5-7 лет. Он идёт в 1 класс. Начальная школа влечёт за собой много изменений: игровая деятельность сменяется учебной, новоиспеченный ученик попадает в новый коллектив, начинает получать отметки.
Речевая агрессия у младших школьников становится более изощренной. Если у детей дошкольного возраста вспышки злости связаны с неумением контролировать себя, то в 7 лет они совершают акты физического насилия осознанно и целенаправленно. У младших школьников появляется новая черта характера – мстительность.
Если родители не боролись с проявлениями агрессии у ребёнка в дошкольном возрасте (или делали это неправильно), то при переходе в школу его конфликтность и жестокость резко возрастёт. Работа по коррекции поведения потребует больше усилий.
Специфика агрессии в подростковом возрасте
Подростковая агрессия является ярким индикатором начала переходного возраста. Даже те дети, которые всегда хорошо себя вели, становятся подверженными вспышкам ярости.
У подростка происходят активные гормональные изменения, влекущие за собой неуравновешенность, подозрительность, раздражительность, с которыми он не всегда умеет справляться. Агрессия в школе становится способом выразить себя, завоевать авторитет.
Эти факторы делают подростков наиболее уязвимым перед негативным влиянием окружающей среды.
Опасный подводный камень агрессии подростков – скрытая агрессия, приводящая к немотивированной «холодной» борьбе со всеми и всем. Она может стать причиной саморазрушительного поведения, суицидальных мыслей.
Причины агрессии у подростков могут крыться в неправильном воспитании: гиперопека (чрезмерная забота) или гипоопека (заброшенность, недостаток внимания со стороны матери и отца), авторитарные, жестокие методы воспитания.
Агрессия у детей с ограниченными возможностями здоровья
Любой дефект накладывает отпечаток на характер человека. Агрессия у детей с ОВЗ чаще наблюдаются при умственной отсталости, задержке психического развития (ЗПР) и аутизме.
У детей с ЗПР психические процессы мозга развиваются неравномерно, с отставанием от нормы. Среди них – процессы возбуждения и торможения. Это является основной причиной агрессивности детей с ЗПР. В ответ на раздражитель школьник становится агрессивен. Этот всплеск враждебности должен «снять» процесс торможения, но он не способен погасить возбуждение.
У детей с аутизмом чаще встречается аутоагрессия. Аутист может кусать, царапать, бить себя, чтоб избавиться от дискомфорта.
Как бороться с агрессией у ребёнка с ОВЗ
Ребёнок с ОВЗ ведёт себя агрессивно, из-за особенностей развития и наличия серьёзных заболеваний. В первую очередь, его нужно лечить. Лечение агрессии у детей с ОВЗ обязательно включает постоянное наблюдение у психиатра и невролога, приём выписанных препаратов, выполнение лечебных процедур.
Если не научить особенного малыша в раннем возрасте справляться с гневом, то неконтролируемая агрессия в подростковом возрасте может привести к очень серьёзным и непредсказуемым последствиям.
Коррекционно-развивающая работа содержит общие (подходящие всем детям) и специфические игровые упражнения на снятие напряжения, уменьшение тревожности, умение понимать чужие эмоции и адекватно выражать свои чувства.
Коррекция агрессивного поведения: рекомендации родителям и педагогам
Работа по устранению физической агрессии основывается на обучении ребёнка понимать чувства и контролировать эмоции. Агрессивные дети должны уметь выражать свою злость безопасными способами.
Дошкольнику можно предложить топать ногами или кидать мяч, когда он злится. Внутреннее напряжение помогают снять игры с сыпучими материалами (пересыпание круп, просеивание манки, рисование дорожек на поверхности песка) и водой (переливание, запускание корабликов, «тонет – не тонет»).
Избавиться от речевой агрессии поможет мешочек, в который дети могут «выкричать» весь негатив.
Учеников средних и старших классов учат анализировать последствия своих действий и использовать «Я-высказывания» («Я злюсь, когда ты так делаешь.» вместо «Прекрати так делать!»). Им предлагают упражнение «спусти пар» (одноклассники по очереди говорят, что им не нравится друг в друге), проигрывание неприятных ситуаций с дальнейшим обсуждением.
Школьная парта может быть снабжена «листками гнева», которые ученики могут скомкать или порвать, когда чувствуют злость.
Иногда агрессивное поведение подростков требует вмешательства психотерапевта. Если вы чувствуете, что не справляетесь с ситуацией, не бойтесь обратиться за помощью к специалисту.
Профилактика детской агрессивности
Характер человека во многом зависит от микроклимата в семье. Родителям следует придерживаться одного стиля воспитания, мирно улаживать возникшие разногласия, относиться к ребёнку с уважением, хвалить его даже за самые незначительные успехи и достижения.
Взрослые должны сами уметь контролировать себя и подавать детям правильный пример.
Родители должны озвучивать чувства малыша и причины, по которым они появились. Так он быстрей научится понимать, что с ним происходит. («Ты злишься, потому что Серёжа сломал твою машинку.»)
Не стоит скрывать смерть близкого человека от него. Позже, когда правда станет известна, он почувствуют себя преданным, обманутым.
Если агрессивный поступок не опасен, матери не следует акцентировать на нём внимание.
Не стоит накалять обстановку во время общения с детьми, склонными к насилию.
Осуждать стоит поступок, а не ребёнка («Ты поступил очень безответственно», а не «Какой же ты безответственный!»).
Уделяйте своему ребёнку время, обнимайте его и играйте с ним. Учите своего малыша разговаривать, делиться своими переживаниями и страхами. Тогда ему не понадобится добиваться вашего внимания и доказывать свою значимость агрессивными методами.
Агрессивность у детей дошкольного возраста
Когда в семье появляется долгожданный малыш, такой крохотный, беззащитный, молодые родители мечтают вырастить из него сильную самодостаточную личность. Хотят видеть его общительным, улыбчивым, обаятельным. Надеются, что он реализует их родительские амбиции. Будет любимцем детей и взрослых.
И не даст повода для стыда и огорчений. Но проходит совсем немного времени, всего лишь около года, и милый забавный любимый малыш превращается в непослушного, капризного, несносного забияку. Родители в отчаянии.
В период от полутора до трех лет чаще всего опускаются руки и кажется, что истерики будут продолжаться бесконечно.
Агрессия у детей дошкольного возраста
У маленьких детей агрессивность соседствует с самоутверждением. Агрессивным поведением, истериками, отчаянием, плачем ребенок частенько испытывает родителей на прочность, проверяет, где та грань, через которую переступить ему уже не позволят. Это очень непростое время для семьи.
Так и хочется отшлепать неслуха за такие «концерты», особенно если это случилось в магазине или на улице. Мамы и папы проходят экзамен на родительскую зрелость.
Если они неправильно реагируют на такое «ненормальное» поведение, очень строго наказывают, применяют физические наказания, то результат будет прямо противоположный ожидаемому.
Малыши просто еще не знают, что такое правильное и неправильное поведение. Конфликт «хочу – нельзя» вызывает протест. Ребенок зачастую не понимает, а зачем ему вообще слушаться и делать то, что требуют взрослые.
Истерики и агрессия у детей дошкольного возраста – это способ показать и выразить свое возмущение и негодование, метод борьбы с волей родителей.
Причин, вызывающих агрессивное поведение детей дошкольного возраста, довольно много:
- Страх. Родители могут даже не догадываться, что ребенок чего-то боится или считают причину страха сущим пустяком. Игнорирование проблемы со стороны взрослых может привести к истерике.
- Запреты. У авторитарных родителей малыш бывает «задавленным» постоянными «нет», «нельзя» и «надо». На ребенка кричат, в чем-то обвиняют или упрекают.
- Ребенок отстаивает свою территорию или границу своей личности.
- Ссоры между родителями или членами семьи вызывают страх, протест и, как следствие, агрессивные вспышки.
- Ребенок ожидает нападения, опасается враждебности.
- Старается доказать свою независимость и самостоятельность.
- Чрезмерное эмоциональное напряжение.
- Ребенок чувствует, что его не любят или даже ненавидят.
- Копирует поведение окружающих взрослых или детей.
Если не принимать решительных мер, агрессия у детей дошкольного возраста может стать чертой характера и принести много неприятностей человеку во взрослой жизни.
Агрессивное поведение детей дошкольного возраста
Детская агрессия проявляется в разнообразных формах. Ее главная отличительная черта – отношение к сверстникам. Агрессивные дошкольники неспособны понять чувства других детей. Они проявляют к ним невнимание, злорадствуют при чужих неудачах, неспособны помочь, поделиться, посочувствовать.
Формы агрессивного поведения:
- оскорбления сверстников;
- драки и провоцирование конфликтов;
- смех над слезами обиженного;
- высмеивание физических недостатков (заикание, хромота, ношение очков и т.д.);
- унижение того, кто слабее;
- причинение физической боли;
- изобретательность способа нанесения ущерба;
- склонность к враждебности и жестокости.
При этом уровень интеллекта, игровой и другой продуктивной деятельности не страдает.
Коррекция агрессивного поведения дошкольников
Все дети ссорятся, обижаются, спорят, иногда дерутся. Большинство со временем учатся миролюбивому способу разрешения конфликтов. В 5-6 лет еще можно и нужно проводить коррекцию агрессивного поведения. Здесь важна система и тесная работа семьи и детского сада.
Коррекция агрессивного поведения дошкольников трудна и многогранна. Требует огромного терпения, знаний, любви и уважения к ребенку. Нужно всегда помнить, что вспышку агрессии может вызвать публично высказанное пренебрежительное замечание или нетактичная критика.
Вот некоторые методы коррекционной работы:
- обговорить все «нельзя» и убедиться, что ребенок их понял и запомнил;
- почаще использовать невербальные способы контроля (интонацию, строгий взгляд, выразительную мимику, жест);
- по возможности заранее предугадать и предупредить инцидент;
- уединить. Здесь существует строгое правило – время одиночества должно соответствовать возрасту (пять лет – пять минут);
- наказание полученным уроком – все, что натворил, должен сам исправить;
- не предъявлять требований не по возрасту;
- всегда стараться понять причину того или иного поступка;
- любить ребенка любым – орущим, несносным, вредным. И всегда об этом говорить;
- почаще использовать юмор. Лучше иногда пощекотать, устроить бой подушками, переключить внимание, чем наказать.
Профилактика агрессивного поведения дошкольников
Как известно, предупредить легче, чем лечить. В этом заключается профилактика агрессивного поведения дошкольников. Самое важное – любовь, любовь и еще раз любовь к своему малышу. Надо быть взрослым и мудрым родителем. Всегда становиться на сторону своего ребенка.
Учиться сохранять выдержку и спокойствие в любых ситуациях с детьми, не поддаваться на их провокации. Уметь предоставлять выбор. Иногда проигнорировать истерику, а потом дать выплакаться. Крепко-крепко обнять. Отвлекать. Просто предложить что-нибудь вкусное.
Очень часто голод и усталость могут быть причиной агрессивной вспышки.
Работа с агрессивными детьми
В дошкольной психологии работа с агрессивными детьми выделена в отдельный обширный раздел. Она включает в себя очень многое. Таких детей важно научить видеть в сверстниках друзей и партнеров. Их нужно привлекать к совместным играм и коллективным занятиям.
Они должны научиться справляться со своей агрессией цивилизованными способами. Энергии нужно дать выход. Лучший способ – спорт и спортивные игры. Такие дети должны физически уставать. Запрет на агрессию может привести к аутоагрессии. Обязательно исключить или ограничить фильмы и игры с элементами насилия.
Читать добрые сказки. Учить на примерах литературных героев.
Детская злость и агрессия. Отчего становятся злыми наши дети?
Агрессивное поведение дошкольников. Причины и коррекция
Кожохина Кристина Сергеевна
Агрессивное поведение дошкольников. Причины и коррекция.
Виды агрессивного поведения
Проявления агрессии: агрессивное поведение уже в дошкольном возрасте приобретает разнообразные формы. В психологии принято выделять вербальную и физическую агрессии, каждая из которых может иметь прямые и косвенные формы.
Наиболее часто наблюдаются прямая и косвенная вербальная агрессия – от жалоб и агрессивных фантазий (позову бандитов, они тебя побьют) до прямых оскорблений (толстуха, дурак, нытик). У некоторых проявляется физическая косвенная и прямая агрессии.
Среди агрессивных детей отчетливо выделяются 3 группы. Различаются они по внешним поведенческим проявлениям (частота и степень жестокости действий), психологическим характеристикам (уровень интеллекта и произвольность), уровнем развития игровой деятельности, социальным статусом в группе сверстников.
Первую группу составляют дети, которые чаще всего используют агрессию как средство привлечения к себе внимания сверстников. Обычно они чрезвычайно ярко выражают свои эмоции – кричат, громко ругаются, разбрасывают вещи.
Агрессивные акты мимолетны, ситуативны и не отличаются особой жестокостью. В общем психическом развитии ребенка имеется некоторое отставание. Его обостренная потребность во внимании и признании со стороны сверстников не может реализоваться через традиционные формы.
В качестве средства самоутверждения используются агрессивные действия.
Вторую группу составляют дети, которые используют агрессивную форму поведения как норму при общении со сверстниками. Их агрессивные действия – форма достижения конкретной цели. Положительные эмоции испытываются в момент достижения результата, а не в момент проявления агрессии.
Вторая группа, в отличии от первой, не стремится привлечь к себе внимание. Среди проявлений форм агрессии, чаще всего встречается прямая физическая агрессия, которая не отличается особой жестокостью. Ориентир делается исключительно на свои желания, эмоции сверстников игнорируются.
В третью группу входят дети, для которых желание нанести вред другому – самоцель. Они испытывают удовольствие от самих действий, приносящих боль и унижение другим. Дети третьей группы в основном используют прямую вербальную и физическую агрессию. Причем действия отличаются особой жестокостью и хладнокровием.
Так, безо всякой видимой причины, ребенок может схватить другого за волосы и бить головой об стену, или столкнуть с лестницы и с удовольствием наблюдать как жертва кричит и плачет. Обычно выбираются более слабые жертвы. Совершенно отсутствует при этом чувство вины или раскаяния. Норма и правила поведения открыто игнорируются.
Для детей этой группы особо характерны обида, мстительность.
- Причины агрессии дошкольников.
- На формирование агрессивности у ребенка влияют 4 момента:
- 1) негативизм матери (ее отчужденность от ребенка, постоянная критика, равнодушие);
- 2) терпимость матери к проявлениям агрессивности ребенка по отношению к другим детям и взрослым (поощрение такого поведения);
- 3) суровость дисциплинированных воздействий (физическое наказание, унижение, игнорирование);
- 4) индивидуальные особенности темперамента ребенка (возбудимость, вспыльчивость).
- Доминирующей причиной появления агрессивного поведения – отношение родителей к своим детям.
Рекомендации для родителей: значение игры в жизни ребенка велико. Некоторые игры негативно влияют на его психику, вызывают агрессию. Поэтому очень важно правильно выбирать игрушки своим детям и учить в них играть.
Современные дети смотрят телевизор гораздо чаще. Родители, занятые работой и домашними делами, часто усаживают ребенка перед экраном, чтобы не мешал.
Дети до 8 лет подражают действиям других: родители, герои, сверстники.
Чрезмерная демонстрация на телевидении сцен насилия не только стимулирует временное ситуативное повышение агрессивности, но и способствует закреплению моделей агрессивного поведения.
Т.о., на агрессивное поведение влияет то, как родители воспитывают, общаются, что покупают и разрешают.
- Коррекция агрессии.
- Коррекционную работу с агрессивными детьми целесообразно проводить в четырех направлениях:
- — обучение способам выражения гнева в приемлемой форме;
- — обучение приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях;
- — отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях;
- — формирование таких качеств, как эмпатия, доверие к людям.
- Как перевести гнев в мирное русло:
Шаг первый: озвучить состояние ребенка. Это очень важно, ведь ребенок учится распознавать свои эмоции при условии, что взрослый ему их называет. Если ребенок явно на что-то или на кого-то разозлился, то важно сказать ему, что вы видите его состояние: «По-моему, ты злишься на что-то».
Шаг второй: присоединиться к чувствам ребенка. К сожалению, очень часто мы обходим этот момент и сразу начинаем давать советы, нравоучения. Дело в том, что только присоединившись к чувствам ребенка мы помогаем ему от них освободиться, успокоиться. Когда ребенок сердится, он часто говорит о том, как хотел бы отомстить обидчику.
В таких случаях следует говорить, что вы понимаете сильные эмоции ребенка: «Чувствуется, что ты зол и готов доставить обидчику много неприятностей» и т.п.
Такими ми вы, с одной стороны, показываете ребенку, что действительно готовы выслушать и помочь, а с другой – расширяете его представления о том, что конкретно задело и стало причиной агрессии.
Шаг третий: помочь ребенку выразить гнев адекватным способом. Агрессию ребенок в той или иной форме должен выместить, он не сможет долго сдерживаться. Понятно, что драка, укусы, плевки, ругань – это запрещенные приемы. Однако важно, чтобы было произведено реальное действие.
Можно попросить ребенка звуком или движением выразить злость, которую он испытывает в данный момент. Пусть это будет вопль, рычание, топанье ногами, биение подушки, швыряние мягких кубиков в стену. Рекомендуется нарисовать свой гнев, а потом лист скомкать или разорвать. Хорошо, если взрослый сделает тоже самое вместе с ребенком.
Если удастся действительно искренне позлиться, то ребенок быстро успокоится.
Шаг четвертый: обсудить случившееся. Теперь стоит в спокойном тоне обговорить все.
Игры и занятия с детьми для снятия агрессии.
1. Купить подушку цилиндрической формы, придумать ей простое имя (Бобо, Жужу). Когда у ребенка появится желание подраться, кусаться, толкнуть кого-то или стукнуть, надо объяснить, что детей и взрослых нельзя стукать. Но вот есть Бобо, который будет рад подраться.
2. Очень полезны для снятия агрессии игры с водой, песком и глиной. Хорошо снимает напряжение лепка из глины и пластилина.
3. Подвижные игры. Учите ребенка снимать напряжение через направленную игру: догонялки, прыгалки, зарядку. Эти занятия снимают агрессивное напряжение и дают положительные эмоции.
4. Релаксация, расслабление. После снятия излишней напряженности, положите ребенка «поспать», «поплавать на надувном матрасе» — обеспечьте состояние покоя. Пусть это будет даже всего одну минуту.
5. Можно чередовать движение и покой. Это научит ребенка произвольно контролировать свое поведение, а значит и эмоциональное состояние.
6. Выражение своего гнева через рисунки.
Агрессия аутичных детей:
Самоагрессия. Возникает при ломке привычного стереотипа, например, изменение привычной обстановки в комнате, смене педагога, запрещение обычно дозволенного действия. Возникает самоагрессия чтобы заглушить дискомфорт.
В такой ситуации бессмысленно обращаться к ребенку с уговорами, запретами, пытаться отвлечь его – все это лишь усиливает его напряжение и может ужесточить самоагрессию. Вместе с тем, надо ее срочно купировать, т.к. она может быть опасной. Если это возможно, следует просто восстановить измененный стереотип.
Однако часто, изменение, которое так не понравилось ребенку бывает вынужденным (заболел педагог, сломалась любимая игрушка). Кроме того, взрослый не всегда может понять, что именно так расстроило ребенка.
Наиболее действенным оказывается следующий метод работы: взрослый начинает переживать ребенку, голося вместе с ним, обозначая простыми подходящими словами его состояние (ой-ой-ой, какая беда). В такой ситуации перенасыщения отрицательным эффектом ребенок почти всегда успокаивается.
Агрессия по отношению к окружающим объектам и людям.
Циклические агрессивные разряды. Это наиболее грубые проявления агрессии, обрушивающиеся на игрушки и другие предметы, привлекшие внимание ребенка. Например, девочка со словами «дай куклу», берет ее в руки, но почти сразу же кидает в стену. Потом снова «дай куклу» и кидает в стену.
Подобное поведение связано с повышенной пресыщаемостью ребенка, доставляющее ему ощущение выраженного дискомфорта и провоцирующее желание уничтожить объект.
Справиться с такими агрессивными разрядами очень сложно, лучше просто не использовать или прятать те предметы, которые вызывают у ребенка данное поведение.
Импульсивные агрессивные действия, направленные на окружающих людей. Это навязчивое стремление дергать за волосы, раздирать руку, вдавливаться подбородком в плечо взрослого.
Если подобные действия при общении со взрослым усиливаются, необходимо пытаться перебить их достаточно интенсивным более адекватным взаимодействием: крепко обнять ребенка или прижимая к себе, покачать. Не следует бояться обилия тактильных контактов.
Когда эта ситуация отработана многократно и ребенок каждый раз в ней получает поддержку взрослого, частота и интенсивность данной формы агрессии значительно снижается.
Агрессия по отношению к близким. Может возникать в ситуации особого напряжения, дискомфорта, запрета. Особенно часто страдает мать, с которой ребенок находится в состоянии аффективного симбиоза. Агрессивные разряды, направленные против матери, являются формой самоагрессии. Поскольку ребенок не может отделить ее от себя, так выражается его самоагресии.
Генерализованная агрессия. Провоцируется сенсорными стимулами. Ребенок может разбрасывать мозаику или кубики, разливать воду, хлопать дверцами шкафа, сбрасывать игрушки с полок и так далее. Если пытаться его в этот момент переключить, может нарастать напряжение, и действия только усиливаются.
Однако их нельзя игнорировать, так как ребенок застревает на них, сильно возбуждается и растормаживается. Необходимо по возможности подключаться к ним, проигрывать их вместе с ребенком, интерпретируя их как позитивные, придавая им яркий эмоциональный смысл. Например, рассыпание мозаики можно проигрывать как салют, разливание воды, как море.
Вместе с тем следует быть очень осторожным при подборе материала, с которым предстоит работать, чтобы не спровоцировать подобное поведение.
Агрессия у детей младшего возраста
Многие мамы прошли через это. Милый и послушный малыш вдруг становится агрессивным и в буквальном смысле с кулаками начинает кидаться на близких или проявляет агрессию к другим детям.
Особенно достается мамам.
При этом многие отмечают тот факт, что само действо как будто доставляет удовольствие ребенку — в его глазах удовольствие, а порой он как будто ждет, чтобы его наказали — чтобы продолжить «концерт».
В возрасте до пяти лет дети еще плохо владеют социальными навыками, многие недостаточно хорошо владеют речью. В результате они не могут объясниться, донести словесно до взрослых, что они чувствуют, и физическое действие становится для них единственным способом сообщить о том, что ему плохо: он скучает, ему страшно, обидно или он чувствует себя одиноким.
У детской агрессии в этом возрасте две основных причины. Это психологический дискомфорт и попытка заявить свои претензии на лидерство. Все остальное — вариации на тему. Детей с психическими и умственными отклонениями мы сейчас не рассматриваем.
Итак, причина первая: психологический дискомфорт. Драчливость, укусы, плевки, крики в данном случае — реакция на стресс. И прекратить эту агрессию можно только одним способом: найти первоисточник дискомфорта и ликвидировать его.
Для установления причины агрессивного поведения необходимо проанализировать — после какого события в семье ребенок стал так себя вести? Может быть, родился младший ребенок? Или малыша надолго отвезли к бабушке? Начал ходить в детский сад? Его переселили от родителей в отдельную комнату? Произошел развод или кончина одного из родителей? А, может быть, вы слишком заняты, и обращаете внимание на малыша только когда он начинает бросаться на вас с дракой? Или мама сутками пропадает на работе, а воспитание ребенка поручила няне? Любой из этих факторов может стать катализатором для агрессивного поведения.
Начинать надо с переговоров. При этом переговоры не тождественны нотации. Как бы вы не кипели от раздражения или гнева, разговаривать с ребенком надо спокойно.
Для того, чтобы малыш вас услышал, следует посадить его рядом с собой, так, чтобы ваши глаза находились примерно на одном уровне — это очень сильно сближает. Полезно взять его за ручку, ручку положить себе на колени ладошкой вверх и накрыть своей ладонью — это максимальная степень доверия.
Установив зрительный и тактильный контакт, можно начинать беседу. В этой беседе важно не обвинять, не ругать, не читать мораль, не стыдить. Ребенку и так плохо, и нотация усугубит его самоощущение. Не думайте, что ему все равно — в таких ситуациях дети чувствуют себя виноватыми.
Они прекрасно понимают, что так вести себя нехорошо. Главная задача — оказать поддержку, помочь ребенку справиться с негативными эмоциями и чувствами, научить его проговаривать свои страхи, неудовольствие, тревоги. Разговор должен проходить примерно в таком ключе: «Малыш, я хочу тебе помочь.
Тебе плохо, такое бывает даже со взрослыми. Ты, наверное, и сам видишь, что последнее время ведешь себя немного не так, как следовало бы. Я — твоя мама, и что бы ни случилось — я всегда рядом, я всегда помогу и поддержу тебя».
Если у ребенка истерика, приступ сильного плача, то его следует обнять и прижать к себе — это позволит ему быстро успокоиться.
В этом случае начинать разговор следует после того, как вы убедились, что он способен вас выслушать. В процессе разговора малыш может опять расплакаться от чувства вины и душевной боли.
Не лишним будет взять его на руки, покачать, как маленького. Мамины ласковые прикосновения — самое мощное лекарство для таких детишек.
Будьте готовы к тому, что говорить придется в основном вам все по той же причине: в этом возрасте большинство детей еще не способны дать вразумительных пояснений своим действиям.
На вас возлагается почетная обязанность фактически методом тыка угадать, какое событие вывело ребенка из душевного равновесия, что именно вызывает у него дискомфорт. Материнская интуиция обязательно подскажет верное направление.
Задача таких переговоров не в том, чтобы дать понять ребенку, что он плохо ведет себя, а в том, чтобы поощрить откровенность, доверительные отношения: в следующий раз вместо того, чтобы кусаться или драться, ребенок подойдет к вам за поддержкой и помощью.
И так следует поступать каждый раз, как только ребенок начинает проявлять агрессию. Если эти явления принимают затяжной характер, то следует обратиться к детскому психологу. Но самое главное, что следует запомнить: никаких крутых мер в таких случаях применять нельзя, этим можно только усугубить ситуацию. Как говорила героиня известного кинофильма: «Терпение и так, терпение и такт!»
Вторая причина агрессии — так называемая проверка авторитета: ребенок хочет узнать границы дозволенного. Он открыл новый способ контактировать с окружающими, ему на самом деле это может нравиться.
Сами посудите: он кого-то ударил и сразу оказался в центре внимания, сразу все начинают вокруг бегать, что-то говорить, делать.
Это же интересно! Агрессивные действия в данном случае — своеобразный спор со взрослыми: вы мне так, а я вам вот так! И посмотрим, кто кого! Ты ему говоришь «Нельзя», а он как будто нарочно, наперекор тебе продолжает и еще и смотрит в глаза при этом, да еще и улыбается.
Противодействие такой агрессии чисто воспитательное. Если ребенок не испытывает психологического дискомфорта, а просто самоутверждается, стремится подняться на ступеньку повыше на лестнице семейной иерархии, то можно принимать более решительные меры, но, как и в первом случае, начинать надо с переговоров.
Если вдруг переговоры не помогли (бывают очень упорные дети с выраженными лидерскими задатками), то родителям следует своими ответными действиями показать ребенку неприемлемость его поведения. При этом ни в коем случае нельзя бить его в ответ, хотя, чего греха таить, иногда очень хочется.
Бессмысленно говорить, что драться нельзя и при этом драться самой. Не нарушайте собственных установок, последовательность — одна из основ воспитания. Если ребенок вас ударил или укусил, то качестве ответной меры необходимо прекратить участвовать в «представлении» — выйти из комнаты самим или вывести из нее ребенка.
В некоторых случаях, если малыш совсем уж разошелся, рекомендуют закрыть его одного в комнате и не контактировать с ним, пока он не успокоится. То есть дать понять ребенку, что общаться с ним будут только тогда, когда он спокоен.
Если ребенок ударил маму или другого члена семьи, то «пострадавшему» можно сделать вид, что он плачет. Это производит очень сильный эффект, ведь взрослые в глазах детей такие всесильные, всемогущие и неуязвимые существа.
Демонстрация взрослым слабости всегда повергает ребенка в недоумение: оказывается, родителям тоже может быть больно, они тоже могут заплакать. Очень часто достаточно одного такого урока, чтобы ребенок прекратил драться.
Полезно переключить внимание на пострадавшего: вслух высказывать ему сочувствие, «жалеть», погладить — доступным ребенку методом показать, что человеку больно, плохо. Драчливые детишки очень часто ожидают бурной реакции в свой адрес, так вот очень действенно не играть по их правилам: ударил, а все внимание досталось другому.
Но при проведении такой воспитательной работы вы должны быть тверды и последовательны в своем намерении.
Если вы закрыли ребенка в «успокоительной комнате», то уже не должны каждый пять минут кидаться к двери с воплем «Как ты там, заинька?!».
Как бы не разрывалось ваше сердце от жалости к маленькому проказнику, важно соблюсти правила воспитания до конца и одержать победу, иначе конфликт выйдет на новый виток и усмирить проказника будет намного сложнее.
Чтобы донести до чада ваше неудовольствие, необходимо правильно объяснять ребенку, что он поступает плохо. Обычно дети игнорируют слово «нельзя»: нельзя толкаться, нельзя драться.
Почему? Потому, что в их понимании «нельзя» это не запрет на действие, а невозможность на практике что-либо сделать.
Мама говорит: «Драться нельзя!», а сын или дочка тут же демонстрирует ей обратное: почему нельзя? Получается же, значит, можно! Оперировать следует другими словами: «Нехорошо, так себя не ведут, так не делают, это недопустимо, давай-ка не будем так делать».
При этом очень важно давать оценку не ребенку, а его действиям. Говорить не «Ты плохой, ты непослушный», а «Ты ведешь себя плохо, ты не послушался, ты нехорошо поступил, ты у меня такой хороший мальчик, и так плохо сделал, мне очень жаль».
В обоих случаях как огня следуют беречься от невольного поощрения агрессии. Ребенок прекрасно чувствует настроение и эмоции взрослых. Стоит ему попасть в волну, всё — берегись, кто может. Он будет повторять этот сценарий бесконечно.
На словах, конечно, родители могут выражать неодобрение, но при этом едва скрывать улыбку, потому что это было смешно, или гордиться «мужским» поступком своего чада — дал, мол, сдачи, молодец.
Либо, поругав ребенка для формальности на площадке, по возвращении домой мать с радостью рассказывает отцу, что «Ксюшка сегодня всех разогнала».
Конечно, ребенок сразу поймет, что матери такое поведение нравится, и как бы она его не отчитывала при посторонних, драки будут продолжаться с подтекстом «Но я-то знаю, что тебе это нравится!» И когда вдруг маминому терпению придет конец, и она всерьез будет требовать прекратить, ее требование разобьется о довольную улыбку ребенка: «Да-да, это классно, я знаю». Ну или классика жанра: ребенок бьет маму, та только открывает рот, чтобы сделать чаду внушение, как встревает любящая бабушка и с восторгом выдает порцию поощрения: «Ах, ты, да как он мамку-то! Ой, молодец! Да вот так ей! Да еще ей!» Думаю, это знакомо многим родителям. Тут уже надо и ребенка, и бабушку воспитывать — обоим объяснять неправильность такого поведения.
Хотелось бы отметить, что в возрасте до 4-5 лет каждый ребенок хотя бы раз попробовал применить физическое воздействие против взрослых. Большинство детей на этом свои эксперименты и заканчивают. Применять серьезные воспитательные методы, прибегать к помощи психолога следует в тех случая, когда имеет место устойчивая тенденция.
Азбука воспитания
Агрессивное поведение детей дошкольного возраста
Донная статья посвящена рассмотрению проблемы агрессивного поведения детей дошкольного возраста. В ней исследуется феномен агрессии, ее виды и источники возникновения. Подробнее раскрываются особенности проявления агрессии у детей в разные этапы психологического развития. Предлагаются наиболее эффективные способы профилактики и работы с агрессивным поведением.
Ключевые слова: ребенок, агрессивное поведение, малыш, родитель, детский сад, инструментальная агрессия, дошкольник, агрессия, детская агрессия.
Любое проявление агрессии, склонность к агрессивному поведению у дошкольника становится большой проблемой для семьи ребенка, его ближайшего окружения и всего общества.
Почему надо обращать внимание на агрессию, изучать агрессивность, начинать корректировать такое поведение именно у детей дошкольного возраста? Черты характера находятся в стадии формирования примерно до 10 летнего возраста.
Своевременное вмешательство грамотных специалистов, работающих рука об руку, могут существенно скорректировать поведение в лучшую сторону. [2, с.4]
Закрывая глаза на неправильное поведение дошкольника, взрослые тем самым оказывают ему «медвежью услугу». Со временем агрессивность становится чертой характера, которая будет очень мешать человеку в его взрослой жизни. [3, с.
24] Такие люди легко ломают судьбы окружающих, поскольку им несвойственна эмпатия, они не умеют выстраивать нормальные отношения в семье, легко переступают границы дозволенного, нарушают законы. В старости агрессивные люди часто страдают от одиночества, общения с ними избегают даже самые близкие люди.
Чтобы этого не случилась с вашим ребенком, нужно вовремя принимать меры.
Данной проблемой занимаются специалисты многих областей, которые предлагают использовать целый комплекс разнообразных действий. Современные психологи считают, что агрессия и агрессивность — разные термины.
Их описание, согласно мнению Е. П. Ильина, выглядит следующим образом.
Он считает агрессию любой формой поведения, нацеленного на оскорбление, причинение вреда другому живому существу, отвергающему, не желающему такого обращения к себе.
Агрессивностью этот ученый называет свойство личности, отражающее склонность к агрессивному реагированию, которое возникает во время конфликтной, либо просто незнакомой ситуации.
При этом далеко не все психологи считают агрессивное поведение исключительно негативным. [2, с.2] Так, В.
Клайн полагает — некоторые черты агрессивности играют положительную роль, без них просто нельзя обойтись в современном обществе.
Он имеет в виду настойчивость, инициативность, упорство в достижении поставленной цели, умение завоевывать, удерживать внимание. Подобными качествами обладают лидеры.
Э. Фромм также считает, что агрессия далеко не однозначна, в некоторых случаях она даже полезна. Известно, что агрессивный ребенок легче других привыкает к новым ситуациям, коллективам, кроме того, взрослые всегда предоставляют ему базовые потребности.
- Психологи различают два типа агрессивных проявлений:
- ‒ Целевую.
- ‒ Инструментальную агрессию.
Целевая агрессия представляет собой заранее спланированный акт. Его цель — нанесение вреда, ущерба выбранному объекту. У такого дошкольника очень часто вообще не бывает друзей, сверстники избегают, опасаются его.
Родители, не умеющие справляться с целевой агрессией, используют только один способ, чтобы унять малыша — насильственный. Они замечают, что их ребенок не умеет контактировать со сверстниками. Когда он желает включиться в игру, то начинает с привлечения к себе внимания.
Он ударяет играющего, отнимает у него игрушку. Такое деструктивное поведение наводит страх на сверстников, взрослые, желая как можно быстрее отделаться от агрессора, без промедления выполняют его требования.
Со временем агрессивное поведение становится для дошкольника нормой, он не отдает отчет себе за его последствия.
Инструментальная агрессия является средством достижения желаемого результата, который нельзя назвать агрессивным актом. Ребенок, использующий инструментальную агрессию, доброжелателен, у него есть друзья, он может быть ласковым, приятным в общении. Такое поведение дошкольник демонстрирует, когда ему все нравится.
Если же малыш сталкивается со стрессовой ситуацией, с обстоятельствами, которые ему не по душе (отняли игрушку, не позволяют съесть лишнюю конфету, мама отказывается купить игрушку), его поведение кардинально меняется.
Дошкольник будет добиваться своей цели любым способом, используя доступные физические способы (бьет, кусает), либо воздействует на «обидчика» морально (закатывает истерику, сучит ногами, рыдает).
Истерики, агрессия у малышей — это возможность выразить свой гнев, негодование, способ борьбы с родительской волей.
Причины возникновения агрессии:
‒ Если ребенок обделен вниманием, его чувства никого не волнуют. По указанной причине он точно также начинает относиться к окружающим — перестает беспокоиться об их чувствах. Когда родители (воспитатели) не интересуются внутренним миром ребенка, они предоставляют ему желаемое без лишних вопросов. Малыш привыкает получать все «очень быстро», не подвергая анализу свое поведение. [1, с.2]
‒ Новые обстоятельства жизни — развод или расставание родителей, появление в семье новорожденного, выход мамы на работу.
‒ Малыш слишком много времени проводит перед телевизором, компьютером.
‒ Нарушение режима питания, рациона малыша. Если вместо тарелки супа и второго на обед дошкольник получает груду печенья и конфет, к концу дня можно ждать проявление агрессии. Она будет вызвана избытком сахара в организме малыша.
- ‒ Частые наказания приводят к демонстрации такой же модели поведения.
- ‒ Социально-экономическая нестабильность в семье (родители боятся потерять работу, либо уже потеряли ее, кому-то из них урезали заработную плату).
- ‒ Малыш не может себя контролировать по причине недостаточной саморегуляции.
‒ Страх. Многие родители даже не подозревают, что их ребенок сильно чего-то боится. Некоторые знают об его страхах, однако не придают им значения, считая чем-то несущественным. Между тем именно подавленные, загнанные глубину сознания страхи часто заканчиваются истериками.
‒ Запреты. Авторитарные родители склонны подавлять своего ребенка, он без конца слышит от них «нельзя», «нет», «надо». Многие родители не стесняются кричать на малыша, обвинять его в чем-либо, осыпать упреками. [3, с.24]
‒ Дошкольник может отстаивать свою территорию, границу своей личности от навязчивого внимания взрослых, или старших детей.
‒ Ссоры между родителями, другими членами семьи не проходят бесследно для малыша. Они вызывают страх и протест, которые впоследствии выльются во вспышки агрессии.
‒ Малыш старается доказать свою независимость, самостоятельность. Особенно часто это происходит с трехлетками, которые только что научились одеваться, надевать обувь. Малыш в этом возрасте часто даже не позволяет прикоснуться к своей одежде, не любит ходить за руку, ведь он считает себя почти взрослым, который умеет и может все. [2, с.3]
- ‒ Высокое эмоциональное напряжение, за которым почти неизбежно следует взрыв — плач, истерика.
- ‒ Когда ребенок инстинктивно чувствует, что его не любят, ненавидят.
- ‒ Предвзятое отношение к ребенку в детском учреждении.
Агрессивное поведение следует ждать у ребенка в 3 года (первый кризисный период). В детском саду малыши нередко проявляют агрессию. Это зависит не от педагогов, неправильного воспитания, дурной наследственности. Ребенок просто желает раздвинуть границы изведанного. По отношению к сверстникам он пробует разные модели поведения, наблюдая, как это поведение помогает ему получить желаемое.
Прекрасно, если в этот момент рядом будет находиться взрослый, который легко скорректирует поведение маленького исследователя. Беседа с ребенком, обсуждение ситуации во время конфликта, либо после него — лучший способ.
Но первый кризис — это только начало, агрессивное поведение малышей может беспокоить родителей в старшем дошкольном, школьном возрасте. Причиной его появления является негативный пример, который ребенку показывают близкие люди.
Однако проблема состоит вовсе не в том возрасте, когда мы впервые наблюдаем агрессивное поведение у ребенка. Проблемой являются сами привычки, которые нельзя оставить дома, они переносятся туда, где ребенок общается со сверстниками или взрослыми.
В агрессии многие родители склонны обвинять окружение ребенка, не задумываясь, что он просто принес с собой модель домашнего общения. [2, с.1]
Дошкольный возраст — наилучший период для коррекции агрессивного поведения. Главная задача — построение правильных отношений в тандеме родитель-ребенок, для ее выполнения нужно определить, в чем суть проблемы.
С малышом нужно разговаривать. [5, с. 14] Ведь он еще не знает, как правильно себя вести. Конфликт между «хочу и нельзя» у такого дошкольника всегда вызовет протест. Многие дети вообще не понимают, для чего ему нужно слушаться, делать то, что просят, требуют взрослые. Доверительные отношения — залог зарождения собственной мотивации ребенка слушать своего родителя.
Как работать с агрессией ребенка.
Многие родители замечают, что их дети ведут себя по-разному. В детском саду это может быть милый и послушный ребенок, к которому у воспитателя абсолютно нет претензий.
Дома это маленькое чудо быстро превращается в монстра, доводя родителей до белого каления. [1, c. 1] Дело вовсе не в лицемерии малыша.
Просто опытный воспитатель, обладающий специальными знаниями, умеет быстро гасить агрессию, переключая дошкольника на другие занятия. Родителям тоже можно научиться этому.
Гнев вполне можно и нужно перевести в мирное русло, для этого требуется:
- Вслух озвучить состояние ребенка, чтобы он научился распознавать свои эмоции. Когда он зол, можно сказать: «Кажется, ты злишься на что-то».
- Присоединиться к чувствам ребенка, это поможет малышу освободиться от агрессии. «Чувствую, что ты злишься на Колю, и готов доставить ему много проблем». Тем самым взрослый показывает, что готов выслушать малыша, помочь ему, расширить его представления о том, что ему не понравилось, стало причиной агрессии. [5, с. 48]
- Помочь ребенку выразить гнев цивилизованно. Гнев должен уйти, но не через укусы, рев, ругань, плевки и драку. Можно предложить ребенку порычать, как тигр, пошвырять мягкие кубики в стену. Гнев можно нарисовать, а затем яростно скомкать эту бумагу, или порвать ее. Взрослый может тоже принимать участие в этом увлекательном действии.
- Обсуждение случившегося в спокойном тоне.
Как снять агрессию с помощью игровых методов.
Речь идет о маленьком ребенке, основное занятие которого — игра. Именно в игровой форме нужно снимать агрессию, одними беседами и нравоучения тут не обойтись. [4, с.65]
‒ Для начала можно купить специальную подушку в виде цилиндра, она будет предназначена только для битья. Подушку назвать простым именем — Бобо, Тото и т. п. Во время агрессивного поведения малыша, можно предложить ему подраться с Тото, который любит такую игру, и уже давно засиделся.
‒ Для снятия агрессии хорошо помогает игра с песком, водой, глиной. [1, с. 30] Этот список можно расширить — дети с удовольствием играют с фасолью, гречневой, пшенной крупой, рисуя из них «быстрые» картины на столе.
‒ Широкое использование подвижных игр — догонялок, прыгалок и т. п. Занятия снимают агрессию приносят положительные эмоции.
‒ После шумных активных игр необходима релаксация — 1–2 минуты полного покоя — «ты спишь», «ты плаваешь на надувном матрасе».
‒ Важно чередовать движение и покой. Тогда ребенок научится произвольно контролировать свое поведение и эмоциональное состояние.
Всем дошкольникам свойственно иногда ссориться, спорить, обижаться друг на друга и на взрослых, драться. Однако большинство из них со временем приходят к мирному способу разрешения конфликтов. Коррекция агрессивного поведения необходима, но ее следует проводить в тесном взаимодействии дошкольных педагогов с родителями.
Литература:
- Гаспарова Е. М. Агрессивные дети // Дошкольное воспитание. — 1989. — № 8. — С. 99–104.
- Корниенко А. А. Детская агрессия. Простые способы коррекции нежелательного поведения ребенка. — Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2017. — 200 с.
- Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. — М.: Генезис, 2000. — 192 с.
- Осипова А. А. Общая психокоррекция. — М.: ТЦ Сфера, 2002. — 512 с.
- Паренс Г. Агрессия наших детей. — М.: Форум, 1997. — 160 с.
Основные термины (генерируются автоматически): агрессивное поведение, ребенок, малыш, родитель, инструментальная агрессия, агрессия, дошкольник, детский сад, взрослый, дошкольный возраст.