Переутомление у школьников: признаки и профилактика, как помочь школьнику

Ощущение постоянной усталости, сонливость, апатия — признаки психического и физического переутомления у ребенка. С ним сталкиваются не только взрослые, но и школьники и даже груднички. В чем причина переутомления у детей, как выявить патологию и чем можно помочь ребенку, расскажем в нашей статье.

Причины переутомления у детей

Переутомление не наступает моментально. Это длительно развивающийся процесс. Состояние утомленности у грудничков провоцируется дискомфортом, мышечным напряжением, неправильным режимом дня (некорректное распределение времени на сон и активность), частыми болезнями, снижением уровня гемоглобина в крови.

У школьников и подростков причинами переутомления могут быть следующие распространенные жизненные ситуации:

  • Перегруженность в школе, на дополнительных занятиях;
  • Отсутствие мотивации к деятельности. Ребенок не понимает, зачем ему нужно играть на скрипке по 2 часа в день, если этого просто хочет мама;
  • Эмоциональная нестабильность дома. Строгость родителей, излишняя придирчивость к поведению и результатам учебы;
  • Несоблюдение режима дня;
  • Плохое питание. Дефицит витаминов, жиров, углеводов;
  • Минимальное количество прогулок;
  • Отсутствие физической нагрузки;
  • Гормональные сбои в подростковом возрасте.

Переутомление у школьников: признаки и профилактика, как помочь школьнику

Симптомы переутомления у ребенка

Выявить переутомление помогают наблюдения за ребенком и клинические анализы. Сдавать кровь, записываться на прием к неврологу нужно при высоком уровне утомленности. Если картина не критична, помощь врачей не понадобится.

Если грудничок отказывается от еды, постоянно капризничает, зевает, но не может уснуть, у него беспричинно повышается температура до 37-37,5°С, родителям нужно задуматься о режиме дня малыша, качестве питания и психологическом комфорте новорожденного.

Обращаться к врачу нужно, если родители заметили у ребенка следующие признаки переутомления:

  • Снижено артериальное давление;
  • Бессонница стала хронической;
  • Школьник явно агрессивен, напряжен эмоционально;
  • Ребенок плохо кушает или ест слишком много;
  • Температура снижается или повышается стабильно;
  • У ребенка появляются нетипичные телодвижения, тремор конечностей;
  • Малыш меняет позу во сне каждые 20-30 минут и чаще;
  • Снижена концентрация внимания, потерян интерес к общению, играм, занятиям;
  • Малыш заторможен, скорость реакции на прикосновение, вопросы снижена;
  • Ребенок часто болеет ОРВИ, простудами, ринитом;
  • Кожа лица бледная, под глазами синяки;
  • Снижается вес;
  • Малыши жалуются на тошноту, головную боль.

Распознать переутомление помогают и клинические анализы крови. У ослабленного ребенка снижены гемоглобин и количество тромбоцитов, а уровень лейкоцитов, эритроцитов повышен.

Видео плаксивость и переутомление у детей



Лечение переутомления у детей

Переутомление лечится комплексно. Ребенку необходимо оказать педагогическую, медикаментозную и психологическую помощь.

В первую очередь, нужно снизить любые нагрузки на тело и центральную нервную систему, то есть дать малышу отдохнуть. По рекомендации педиатра покажите ребенка невропатологу, сходите на прием к семейному психологу. При необходимости узкие специалисты назначат медикаментозное лечение.

Терапия для переутомленных детей чаще оказывается в домашних условиях. Родителям нужно соблюдать следующие простые правила при оказании помощи ребенку:

Очень важно не отходить от назначенного на сон и занятия времени более чем на 30 минут. Запишите план на плакат, повесьте его в детской.

  • Придерживайтесь режима дня не менее 4 недель.
  • Уделяйте сну не меньше 8 часов ночью для школьника, грудничок должен спать от 10 до 14 часов в сутки.
  • Исключите из жизни ребенка стрессы. Оградите его от общения с незнакомыми людьми или неприятными ему личностями на 3-4 недели.
  • Увеличивайте нагрузки постепенно.
  • Много гуляйте.
  • Запишитесь на расслабляющий и общеукрепляющий массаж.
  • От компьютерных игр, просмотра телевизора на время лечения лучше отказаться полностью.
  • Принимайте расслабляющие ванны с травами.

Добавляйте в горячую воду хвойный экстракт, настои валерианы.

  • Заваривайте ребенку зеленый чай.
  • Давайте пить гранатовый, свекольный и морковный сок.

Пейте чаще свежевыжатые напитки, они богаты витаминами.

  • Добавляйте в травяные чаи мед, ешьте пчелиную сладость на ночь, запивая молоком.
  • Следите за питанием ребенка. Оно должно быть богато углеводами и жирами. Увеличьте количество ягод, фруктов, орехов.

Переутомление у школьников: признаки и профилактика, как помочь школьнику

Профилактика переутомления у ребенка

Чаще всего главными виновниками хронической усталости у детей дошкольного и школьного возраста становятся родители. Взрослые не учитывают способности малыша переносить нагрузки, быстро адаптироваться к изменениям в режиме дня. Плюс к этому родители зачастую предъявляют завышенные требования к учебе, забывая о здоровье и интересах ребенка.

Чтобы избежать переутомления у детей раннего возраста и школьника, обратите внимание на следующие рекомендации психологов.

Детям хорошо то, что приносит им радость

Не заставляйте любимое чадо заниматься спортом или играет на музыкальном инструменте часами, если это хобби не приносит ребеночку удовольствие. Насилие травмирует психику.

Меняйте род деятельности часто детей

Игра в одну забаву с грудничком более 20 минут не нужно, это быстро утомляет ребенка. Так же и школьнику не нужно писать и читать часами, чередуйте отдых с учебой каждые 30-45 минут.

Уделяйте больше времени физической активности ребенка

Без прогулки и активных игр на улице, в спортивном зале ребенок быстро станет ослабленным и болезненным. Не обязательно профессионально заниматься спортом, достаточно ежедневно гулять не меньше часа в любую погоду.

По мнению врачей и детских психологов, огромную роль в профилактике стрессов и переутомления у детей разных возрастов играет внутренний настрой семьи, атмосфера в доме. Дети, растущие в мире заботы и внимание без фанатичной слежки и прессинга со стороны родителей, более работоспособны и здоровы, в них нет страха перед неудачами, тревоги за неуспехи в учебе, жизни.

Внимание! Употребление любых лекарственных средств и БАДов, а так же применение каких-либо лечебных методик, возможно только с разрешения врача.

Как избежать переутомления у школьников?

Как избежать переутомления у школьников?Переутомление у школьников: признаки и профилактика, как помочь школьнику

В результате переутомления снижается иммунитет, дети начинают часто болеть простудными заболеваниями. Так что опасность переутомления недооценивать не стоит. Как известно, в школе начались каникулы, однако не будет лишним напомнить родителям о переутомлении их чад в школе. Как же избежать переутомления школьников?

Наши дети устают от нагрузок и обязанностей, возложенных на них в повседневной жизни. В последние годы в образовательных учреждениях учебный процесс излагается на более высоком уровне трудности: ускорился темп обучения, введена кабинетная система, внедрены технические средства обучения, компьютеризация.

В связи с этим увеличилась нагрузка на центральную нервную систему, на различные анализаторы, особенно зрительный и слуховой. Умственная деятельность, связанная с процессом обучения, относится к числу самых трудных для детей. По законам физиологии у первоклашек занятия должны начинаться не ранее 9 часов, а уроки длиться по 30 минут.

Некоторым даже в течение такого непродолжительного времени нужно обязательно подвигаться. Дети младших классов не способны долго удерживать внимание (всего 7-10 минут), часто складывается впечатление, что ребенок не слушает то, что ему говорят.

Более старшим детям просидеть 45 минут; не шевелясь, тоже невозможно. С точки зрения медицины, после такой длительной неподвижности возникает напряжение мышц спины и шеи, снижается вентиляция в легких, в результате возможно возникновение воспалительных процессов.

И так на протяжении 10-11 учебных лет.

Старшеклассники грызут гранит науки по 15 часов в сутки. Двигательная активность современного школьника сводится к нулю. При длительной умственной деятельности у школьников развивается — утомление. Утомление — это физиологическая реакция организма на нагрузку.

О начале утомления школьника свидетельствуют следующие признаки: увеличивается число ошибок и неправильных ответов, наблюдаются двигательное беспокойство, частые отвлечения, рассеянность внимания, появление усталости.

Эти признаки нестойкие, они быстро исчезают во время отдыха на перемене, пребывания на открытом воздухе, переключения на другой вид деятельности и т.д. Однако, у школьника во время обучения может наблюдаться не только утомление, но и переутомление.

 При этом происходят более глубокие и стойкие изменения в организме, вызванные интенсивной или длительной работой на фоне неполного восстановления работоспособности.

У малышей начинаются нервные срывы, они вечером из-за переутомления и болей в мышцах начинают капризничать, а подростки раздражаться, в постели долго ворочаются, не могут уснуть, утром появляется отвращение к пище, у некоторых тошнота.

Так реагирует на переутомление вегетативная нервная система. Следует отметить, что среди подростков началась самая настоящая эпидемия нервно-психических заболеваний на почве хронической усталости.

Существует такая печальная вещь, как индекс нездоровья.

Большая часть ребят в 1 класс приходит с парочкой хронических заболеваний, доставшихся им от родителей, а в течение школьного обучения эта «парочка» разрастается до букета заболеваний.

Срыв работы вегетативной нервной системы приводит к развитию невроза, вегето-сосудистой дистонии.

Появляется опасность желудочно-кишечных заболеваний, начиная с функциональных расстройств, таких как дискинезия желчевыводящих путей, кишечника; гастритов — на фоне напряжения нервной системы, а не вовсе нарушения питания.

В результате переутомления снижается иммунитет, дети начинают часто болеть простудными заболеваниями. Так что опасность переутомления недооценивать не стоит. В руках родителей самые главные механизмы коррекции таких состояний — правильный режим и распорядок дня, достаточный сон (не менее 9 часов), регулярное и полноценное питание, подвижные игры на свежем воздухе, удобное рабочее место.

Советуем также ограничить пребывание ребёнка у экрана телевизора или компьютера. Хорошо вечером снять утомление тёплым душем, ванной, а утром умыть лицо, шею, руки холодной водой.

Неплохо проследить, чтобы в любую погоду не менее 2 часов в день ваш ребёнок проводил на улице.

Если есть такая возможность — проводите его в школу, не спешите, лучше выйти из дома чуть пораньше и насладиться свежестью утра, красотой природы и т.д.

Первые признаки переутомления у школьника

Переутомление у школьников: признаки и профилактика, как помочь школьнику

Ребенок может возвращаться из школы апатичным и уставшим по двум причинам: либо он с трудом адаптируется к учебному процессу, либо образовательная программа оказалась для него сложной, поэтому его организм страдает от перегрузки. Подобное состояние школьника не может быть нормой, так как он посещает учебное заведение для получения новых знаний, развития и личностного роста, чтобы в дальнейшем смог максимально реализовать себя.

Конечно, законодательством установлены определенные нормы для учебных нагрузок в начальной школе, но задача родителей — учитывать индивидуальные потребности и возможности своего ребенка и помогать ему адаптироваться к процессу обучения. Важно учитывать тот момент, что сейчас пользуются большой популярностью школы с углубленным изучением определенных дисциплин, как следствие — нагрузки в них значительно интенсивнее, чем в общеобразовательных учреждениях.

В теории,  любое превышение установленных норм нагрузки является недопустимым, но на практике далеко не всегда это учитывается.

К примеру, если брать во внимание физические нагрузки, то дополнительные уроки, на которых школьники имеют возможность проявлять двигательную активность, принесут больше пользы, чем вреда.

Читайте также:  Прививка кпк: что это такое, последствия, реакция, от чего, когда и куда делают

Дополнительный час, отведенный для спорта, можно рассматривать как разгрузку для ребенка, а не лишнюю нагрузку. Несмотря на установленные правила, в большинстве случаев все же происходит увеличение уроков за счет статических — интеллектуальных занятий.

К дополнительной нагрузке в школе некоторые родители добавляют занятия для ребенка. В конечном итоге все время вне школы ему приходиться тратить на выполнение домашнего задания и посещение кружков, спортивных секций или научного клуба.

Особенно тяжело приходится тем детям, которые совмещают обычную школу с музыкальной или художественной, в которых точно также преподаватели задают объемные домашние задания.

В таком случае возникает необходимость внимательно следить за тем, чтобы школьник не переутомлялся.

Каждый ребенок обладает собственным жизненным тонусом, который влияет на его самочувствие.

Когда он чувствует себя замечательно, то с удовольствием посещает школу и факультативы, в нормальном состоянии приходит вечером домой и занимается уроками.

Достигнуть такого состояния можно при условии, что ребенок будет полноценно питаться  — получать все необходимые витамины и микроэлементы, часто бывать на свежем воздухе и хорошо высыпаться.

Особенно важно соблюдать рекомендации для учеников начальной школы, у которых к нагрузке в интеллектуальном плане могут прибавиться проблемы с адаптацией в коллективе. Сейчас даже во 2-3 классе у детей может быть до 6-7 уроков в день, отнимающих много сил у неокрепшего детского организма.

Именно поэтому стоит стремиться распределять всю дополнительную нагрузку равномерно на все дни в неделе. Лучше отказаться от посещения 2 факультативов в один день.

Медики акцентируют внимание родителей на том, что длительное время переутомление у ребенка может не проявлять видимых признаков — когда малыш чем-то сильно увлечен, то задействует резервные силы организма, поэтому довольно долго будет оставаться активным.

Главный признак переутомления младшего школьника — заторможенность поведения. Изредка последствия утомления могут выливаться в виде чрезмерной активности и двигательного беспокойства.

Ребенку требуется отдых и разгрузка режима, если родители отмечают следующие симптомы: тревожность, неустойчивое эмоциональное состояние, возбудимость, беспокойный сон, отсутствие аппетита, жалобы на головную боль и тошноту. Кроме этого, школьник может подвергаться приступам сильного страха, нервному тику и навязчивым телодвижениям.

В плане учебы утомление проявляются как не четкий почерк, большое количество ошибок и трудности с восприятием текста. Наличие синяков под глазами уже свидетельствует о довольно серьезных проблемах с детским организмом.

Профилактика переутомления школьников

Переутомление — временное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки.

  • поведенческое переутомление — снижение производительности деятельности, уменьшение скорости и точности работы;
  • физиологическое — затруднение выработки условных связей, повышение инерционности в динамике нервных процессов;
  • психологическое — снижение чувствительности, нарушение внимания, памяти, интеллектуальных процессов, сдвиги в эмоционально-мотивационной сфере.

Признаки утомления при умственной деятельности

Признаки Незначительная усталость Значительная усталость Острая усталость Внимание

Движения

Интерес

Редкие отвлечения Внимание рассеянное, частые отвлечения Внимание рассеянное, реакции на новые раздражители (новые словесные указания) отсутствуют
Потягивание ног и выпрямление туловища. Движения точные Частая смена позы, повороты головы в разные стороны, поддерживание головы руками. Движения неуверенные, медленные Стремление положить голову на стол, выпрямиться, откинувшись на спинку стула. Суетливые движения рук и пальцев (ухудшение почерка).
Живой интерес Слабый интерес, отсутствие вопросов Полное отсутствие интереса, апатия.

Причинами усталости у школьников могут быть: недосыпание, чувство голода, неполное восстановление сил после перенесенной болезни, первые симптомы болезни и т.д. Различают субъективные критерии выяснения усталости (в чувство утомления, которое определяется путем опроса учащихся в течение учебного процесса) и объективные (эффективность учебного процесса, состояние функциональных систем организма школьников (опорно-двигательной, кровеносной, дыхательной, сенсорной, высшей нервной деятельности и т.д.), которые определяют с помощью специальных методов исследования).

Профилактика переутомления

  • Ночной сон для учащихся в 1–4 классе должен составлять 10–10,5 часа. Первоклассникам рекомендуется организовывать дневной сон продолжительностью до 2 часов. Младшие школьники не должны ложиться спать позднее 22 часов и делать уроки «на ночь».
  • Условия, в которых обучается и выполняет домашние задания ребёнок, ощутимо влияют на его успеваемость и здоровье. Стол, за которым занимается ребёнок, должен стоять так, чтобы дневной свет падал слева (если ребёнок — левша, то наоборот), аналогично должно быть налажено полноценное искусственное освещение. Свет от настольной лампы не должен бить в глаза, избежать этого позволяет специальный защитный козырёк, абажур. Оптимальное соотношение высоты стола и стула таково: сидя прямо, опершись локтем о стол и подняв предплечье вертикально (как поднимают руку для ответа на уроке), ребёнок должен доставать кончиками пальцев до наружного угла глаза. Для этого бывает достаточно отрегулировать высоту стула. Ноги ребёнка при правильной посадке должны упираться в пол или подставку, образуя прямой угол как в тазобедренном, так и в коленном суставе. Стул должен иметь невысокую спинку.
  • От усталости помогает чередование умственных и физических нагрузок. Просидев час за учебниками, школьник нуждается в прогулке на свежем воздухе. Продолжительность прогулок, подвижных игр и других видов двигательной активности должна составлять как минимум 3–3,5 часа в младшем возрасте и 2,5 часа у старшеклассников.
  • Не забывайте о правильном питании. Прежде всего, это соблюдение времени приёмов пищи и интервалов между ними. Промежутки между приёмами пищи у школьников не должны превышать 3,5–4 часов. Для школьников рекомендуется 4–5-разовое питание. Для нормальной работы головного мозга необходимо, чтобы питание было полноценным и разнообразным. Особенно полезны «для головы» молоко, творог, кефир, сыр, мясо, рыба, яйца, зелень, бобовые, грибы, орехи, семечки, бананы и морепродукты.
  • Первоклассник не должен работать за компьютером и смотреть телевизор больше одного часа в сутки. Если ребенок учится в старших классах и вынужден работать за компьютером часами — убедите его делать перерывы и выполнять гимнастику для глаз и спины.
  • Не стоит предъявлять ребенку завышенных требований. Сколько бы он ни занимался, если ваша «программа» его не заинтересует, усвоить ее школьнику будет сложно. Не корите его за отсутствие феноменальных успехов, ведь психоэмоциональная нагрузка от этого только возрастет. Предложите ребенку на выбор несколько путей самореализации: спорт, творчество, хобби.
  • Посоветуйтесь с врачом и составьте для ребенка программу закаливания и спортивных занятий. Не забывайте также о приеме поливитаминных комплексов в осенний и весенний период.
  • Умственному переутомлению способствуют и проблемы с осанкой. Мышечный каркас школьника еще не окреп, а от долгого сидения за столом ребенок сутулится — в мышцах возникает напряжение, которое провоцирует головную боль.
  • Ребенок должен регулярно посещать офтальмолога, ведь причиной умственного переутомления могут быть и проблемы со зрением. Из-за того, что школьник недостаточно четко видит окружающие предметы, он постоянно находится в напряжении и сильнее устает.
  • Пример родителей лучше любых советов научит школьника следить за своей физической и умственной формой. Старайтесь сами вести здоровый образ жизни и правильно питаться.

Утомление и переутомление у детей школьного возраста

Утомление  и переутомление у детей школьного возраста.

К здоровью ребёнка школьного возраста нужно относиться очень внимательно. В этом возрасте легко пропустить какое-то заболевание или проблему, которая может дать о себе знать в будущем.

Огромные нагрузки в школе, когда необходимо освоить большой объем учебной информации, дополнительные занятия в кружках, факультативные занятия могу привести к возникновению утомления.

Под утомлением подразумевается временное понижение работоспособности организма, которое появляется вслед на напряженной работой на протяжении определенного времени.

  • О начале утомления школьника говорят следующие признаки:
  • — снижение продуктивности труда (увеличивается число ошибок и неправильных ответов, время исполнения рабочих операций);
  • -· ослабление внутреннего торможения (наблюдаются двигательное беспокойство, частые отвлечения, рассеянность внимания);
  • — ухудшение регуляции физиологических функций (нарушается сердечный ритм и координация движений);
  • — появление чувства усталости.

Утомление, само по себе, не представляет опасности, так как изменения в функциональном состоянии организма исчезают после сна и достаточного отдыха. В этой связи необходимо остановиться на вопросах профилактики утомления.

  1. У школьников признаки утомления нестойкие и быстро исчезают во время отдыха на перемене или после возвращения из школы.
  2. Восстановлению умственной работоспособности учащихся способствуют активный отдых, пребывание на открытом воздухе, а также положительные эмоции.
  3. Учитывая физиологическую сущность утомления, гигиенисты ищут пути, отдаляющие его наступление и предупреждающие развитие утомления.
  4. Чтобы деятельность не приводила к состоянию переутомления, а оказывала положительное воздействие на рост и развитие ребенка, она должна быть нормирована. Гигиеническое нормирование деятельности должно основываться:
  5. — на обеспечении оптимального состояния организма ребенка в процессе обучения и воспитания;
  6. — умственная или физическая нагрузка не должна превышать функциональных возможностей;
  7. — деятельность должна выполнять развивающую, тренирующую роль, обеспечивать благоприятное развитие растущего организма.
  8. Организация обучения детей и подростков в школах должна осуществляться в соответствии с основными гигиеническими требованиями (принципами), соблюдение которых продлевает период устойчивой работоспособности, отодвигает наступление утомления и предотвращает развитие переутомления.
  9. Но если по тем или иным причинам (чрезмерная нагрузка, недостаточный отдых, болезнь) нормальные функции не восстанавливаются, у ребенка развивается переутомление, которое является патологическим процессом.
  10. Переутомление — это состояние утомления, признаки которого не ликвидируются ни при ежедневном, ни при еженедельном отдыхе.

Начальными признаками переутомления считаются изменения в поведении школьника, снижение успеваемости, потеря аппетита, наличие некоторых функциональных нервно-психических расстройств (плаксивость, раздражи-тельность, нервные тики и др.). При переутомлении могут также наблюдаться различные вегетативные расстройства, особенно сердечно-сосудистой системы.

  • Выраженными признаками  переутомления является:
  • — резкое и длительное снижение умственной и физической работоспособности;
  • — нервно-психические расстройства (нарушение сна, чувство страха, истеричность);
  • — стойкие изменения регуляции вегетативных функций (аритмия, вегетососудистая дистония).
  • Для полного восстановления работоспособности, ликвидации нервно-психических расстройств и нарушений регуляторных процессов в организме школьника необходим более длительный отдых, а в некоторых случаях — комплексное лечение с применением медикаментозных средств, физиотерапевтических процедур и лечебной гимнастики.
  • Для предупреждения переутомления необходимо наладить режим дня ребенка, полностью исключить недосыпание, уменьшить нагрузку, правильно организовать смену умственного труда и отдыха, увеличить пребывание на свежем воздухе.
  • Режим дня — это распределение времени на все виды деятельности и отдыха в течение суток с учетом возраста и состояния здоровья.
  • Режим дня детей и подростков в соответствии с возрастными особенностями включает следующие обязательные элементы:
  • — свободное время, возможность обеспечить двигательную активность школьника по собственному выбору;
  • — режим питания — интервалы между приемами пищи не должны превышать 3,5- 4 часов при 4-5 разовой  кратности питания;
Читайте также:  Лечение алкоголизма | окейдок

—  продолжительность и кратность сна — для детей 6-7 лет на сон полагается 11,5 ч (10 ч ночью и 1,5 ч днем). Продолжительность сна у детей школьного возраста меняется с возрастом и составляет: в 7-10 лет — 11-10 ч, в 11-14 лет — 10-9 ч, в 15-17 лет — 9-8 ч.

— время пребывания на свежем воздухе в течение дня —  общая продолжительность пребывания на свежем воздухе должна составлять в младшем школьном возрасте не менее 3-3,5 ч, в среднем — 2,5-3 ч, в старшем — 2-2,5 ч;

—  продолжительность и место обязательных занятий, как в условиях образовательных учреждений, так и дома.

Быть здоровым современным ребенком – тяжелый труд, быть родителями — задача для сильных духом и неравнодушных мам и пап. Легкого вам жизненного пути мудрых педагогов на нем.

Врач-гигиенист отделения

гигиены детей и подростков                                                            Л. В. Михалевская

Профилактика переутомления школьников

Организм ребенка младшего школьного возраста отличается незавершенностью развития важных для школьного обучения органов и функциональных систем (центральной нервной системы, зрительного и слухового анализаторов, опорно-двигательного аппарата).

В связи с этим правильно организованный учебно-воспитательный процесс способствует не только качественному овладению общеучебными умениями и навыками для школьника, но и благоприятному росту и развитию ученика, укреплению его здоровья.

В нашей школе создаются все  условия для удовлетворения естественной потребности школьников в движении.

Эта потребность реализуется посредством ежедневной двигательной активности учащихся: уроки физкультуры, динамические паузы, физкультминутки на уроках, подвижные игры на свежем воздухе,  подвижные игры на всех переменах. Правильно составленное расписание учебного дня школьника предупреждает появление переутомления.  

 ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ПРИЧИНЫ ПЕРЕУТОМЛЕНИЯ.

Переутомление — временное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки.

  • поведенческом — снижение производительности деятельности, уменьшение скорости и точности работы;
  • физиологическом — затруднение выработки условных связей, повышение инерционности в динамике нервных процессов;
  • психологическом — снижение чувствительности, нарушение внимания, памяти, интеллектуальных процессов, сдвиги в эмоционально-мотивационной сфере.

Внешние признаки утомления при умственной деятельности

Признаки Усталость незначительная Усталость значительная  Усталость острая 
Внимание Редкие отвлечения Внимание рассеянное, частые отвлечения Внимание рассеянное, реакции на новые раздражители (новые словесные указания) отсутствуют
Движения  Потягивание ног и выпрямление туловища. Движения точные Частая смена позы, повороты головы в разные стороны, поддерживание  головы руками. Движения неуверенные, медленные Стремление положить голову на стол, выпрямиться, откинувшись на спинку стула. Суетливые движения рук и пальцев (ухудшение почерка).
Интерес Живой интерес Слабый интерес, отсутствие вопросов Полное отсутствие интереса, апатия

Причинами усталости у школьников могут быть: недосыпание, чувство голода, неполное восстановление сил после перенесенной болезни, первые симптомы болезни и т.д.

Различают субъективные критерии выяснения усталости (в чувство утомления, которое определяется путем опроса учащихся в течение учебного процесса) и объективные (эффективность учебного процесса, состояние функциональных систем организма школьников (опорно-двигательно й, кровеносной, дыхательной, сенсорной, высшей нервной деятельности и т.д.), которые определяют с помощью специальных методов исследования).

Для предотвращения снижения работоспособности учащихся на уроке используют такие способы профилактики утомления:

  • оптимизация условий проведения урока путем обеспечения благоприятного микроклимата, освещенности, рациональных рабочих поз, чередование деятельности и отдыха;
  • преимущественное использование первой сигнальной системы, а также метода переключения анализаторов, особенно в начале изучения новой темы;
  • проведение динамических пауз (в начальных классах — на каждом уроке, в старших — на четвертом и пятом уроках);
  • соответствие учебных и наглядных средств и методов ;
  • учет возрастных возможностей учащихся при определении степени сложности определенных элементов учебной нагрузки;
  • сокращение продолжительности урока в первом классе до 35 мин;
  • формирование положительной мотивации и благоприятного эмоционального климата в классе

Презентация «Профилактика переутомления  школьников»

Физминутки в стихах.

  • Пальчиковая гимнастика.
  • Упражнения для глаз.
  • Оздоровительные упражнения, упражнения на релаксацию.
  • Физминутки во время выполнения домашних заданий.
  • Точечный массаж;
  • Физминутки на уроках математики, русского языка, литературного чтения, окружающего мира.  
  • Объявления → Родителям дошкольников
  • Родительские собрания → От чего зависит успешность младших школьников
  • Основные направления деятельности педагога-психолога → Психпрофилактика и просвещение

Переутомление школьника и как с ним бороться

  • Федеральное агентство по образованию 
    РФ
  • ГОУ ВПО  СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
  • Институт 
    гуманитарных наук  
  • Реферат 
  • по дисциплине:
  • Основы 
    медицинских знаний 
  • Тема: «Переутомление школьника и как с ним бороться» 
        
                Коневская Екатерина Викторовна  
                   
  1. Сыктывкар
  2. 2011 
  3. Содержание 

Введение…………………………………………………………………………………………………..

Глава 1. Переутомление………………………………….…………………….6

   1.1. Понятие и симптомы переутомления ……………..…..………………..6

   1.2. Признаки переутомления…..……..………….………………………….9

   1.3. Последствия переутомления…..……..…………………………………10

Глава 2. Борьба с переутомлением…………………………………………..11

    2.1. Методы предотвращения переутомления школьников………………11

Заключение……………………………………………………………….……14

Список 
литературы
……………………………………………………….…..15 
      
      
    

Введение 

    Родители 
хотят видеть своих детей успешными 
и с самого начала школьной жизни 
стремятся использовать любую возможность 
для их развития: группы в языковых школах, индивидуальные занятия с учителем по математике и другим предметам, регулярные психические и физические нагрузки. Кроме того, многих детей отправляют учиться не в простые средние школы с обычным уровнем нагрузки, а различные гимназии и школы с углубленным изучением отдельных предметов, где нагрузка школьников гораздо больше и труднее.

    Ученик же должен усвоить всем известное слова «надо». Еще вчера ребенок играл во дворе, гонял мяч, катался на велосипеде. Теперь ему предстоит сесть за парту: строгая дисциплина, домашние задания и тягостные минуты урока.

Надо не опаздывать на уроки и готовить домашние задания, надо слушать учителя и не смотреть в окно, надо стараться все запомнить и все делать вовремя.

Уроки в школе уже являются достаточной нагрузкой для школьника, особенно младшего возраста.

    Все это часто приводит к переутомлению 
школьников, что, в свою очередь, является причиной серьезных проблем со здоровьем.

    Учителя вынуждены признать, что для детей 
школа ассоциируется не только с 
физическими нагрузками, но и с 
психологическими. Семь уроков по сорок 
пять минут без последствий может 
выдерживать только каждый третий ребенок. Остальные начинают жить в постоянном стрессе. «По данным ЮНЕСКО, 2,5 млн.

российских детей школьного возраста нигде 
не учатся, из них 60% алкоголики, а 20% – наркозависимые [2]. Школа – источник постоянного стресса. Это и перегрузки, и общение учеников с учителями и друг с другом.

Раньше школьники могли снимать стресс в бесплатных кружках, секциях, но сегодня таких учреждений почти не осталось. В итоге детям приходиться снимать стрессы по-взрослому, то есть иногда даже с помощью сигарет и алкоголя [3].

 
         Психологи отмечают, что хронические перегрузки в школе могут оказать влияние на всю дальнейшую жизнь человека. Переутомление приводит к ухудшению сна, замедленному развитию и потере мотивации к учебе.

    Переутомление чревато физическими и психическими  расстройствами. Оно может быть симптомом многих заболеваний, включая инфекции, грипп или простуду, хронически  заложенный нос, аллергию, гипофункцию щитовидной железы, анемию, глистную инвазию или депрессию.

    Актуальность данной работы обусловлена тем, что проблема переутомления очень остро стоит почти во всех семьях, где есть дети. Ведь переутомление очень плохо сказывается на здоровье и успеваемости школьников.

Актуальность выбранной темы также заключается в том, что профилактика и восстановление организма при усталости, утомлении и переутомлении являются необходимыми процедурами каждого человека, особенно детей школьного возраста, так как от этого зависят дальнейшее самочувствие, работоспособность и жизненный тонус учащихся школ, гимназий и других учебных заведений.

  •     Объектом 
    исследования
    в настоящей работе является проблема переутомления как негативного состояния работы человеческого организма;
    предметом –
    переутомление школьника и основные методы борьбы с ним.
  •     Цель 
    работы – 
    провести
    анализ проблемы переутомления школьников и найти эффективные методы борьбы с состоянием переутомления учащихся школ и гимназий.
  •     В соответствии с этим ставятся и решаются следующие задачи:
  1. рассмотреть понятие переутомления;
  2. изучить основные симптомы переутомления школьников;
  3. выявить эффективные методы борьбы с переутомлением;
  4. рассмотреть особенности применения данных методов борьбы с переутомлением;
  5. сделать выводы об эффективности данных методов.  Для решения задач исследования использованы следующие методы: изучение проблемы переутомления школьников, основных причин и симптомов переутомления; изучение  и анализ основных способов предотвращения и борьбы с переутомлением.

       Реферат состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Переутомление

    1. Понятие и симптомы переутомления

 

      По 
мнению заведующего кафедрой оздоровительно-лечебной физкультуры Харьковского педагогического университета Леонида Подригало, во время любой деятельности (решения задач, написания сочинений, заучивания стихов) проходят три основных этапа. Первый этап – вовлечение в работу, когда организм приспосабливается к особенностям деятельности.

В этот период работоспособность постепенно увеличивается, ребенок работает плодотворно и выходит на высокий уровень работы. Следующий этап – высокой и устойчивой работоспособности. Но из-за утомления на смену приходит период уменьшения работоспособности.

Сначала это снижение еще как-то компенсируется, но когда все возможности исчерпаны, работоспособность снижается. 

      Специалист 
рассказывает, что во время первоначального 
умственного утомления появляются возбуждение языковых (посторонние разговоры, подсказки на уроке, возгласы) и двигательных реакций (вскакивание с места, толкание соседа по парте, игра с посторонними предметами). Появление таких признаков сигнализирует: пора сделать перерыв – организм требует движений, именно они позволят вернуть работоспособность [1]. 

      Если 
не обращать внимания на эти проявления – наступает период выраженного 
утомления, которое характеризуется 
фазой торможения, – предупреждает Леонид Подригало.  Ее признаки прямо противоположны.

Ребенок преимущественно молчит, отвечает замедленно или просто повторяет вопрос, даже не пытаясь на него ответить. Для двигательных реакций чаще всего характерны сонливость, потягивание, зевота, расслабленная рабочая осанка.

Часто бывает так, что в этом периоде утомленные ученики просто лежат на партах, даже не пытаясь принимать участие в работе.

      Этот 
период наиболее опасен для детского организма: могут возникать нарушения 
сердечного ритма и координации 
движений (они являются отражением ухудшения регуляции физиологических 
функций). Именно в этом периоде чаще всего возникает чувство усталости.

Кстати, усталость и утомление 
– совершенно разные состояния. Усталость 
– субъективное чувство, нежелание 
работать, играть, ощущение снижения работоспособности. А утомление – это объективное 
явление, выражающееся в снижении полноценности 
функции рабочего органа и всего 
организма.

И то, и другое возникает 
вследствие работы, имеет сходные 
проявления, усталость является даже обязательным признаком выраженного 
утомления. Наиболее просто отличить эти 
состояния, учитывая особенности деятельности.

Если она интересна и захватывает 
ребенка, то даже при выраженной усталости 
ребенок не чувствует утомления. Это характерно прежде всего для игр, когда привлекательный характер деятельности маскирует нарушения работоспособности.

И, наоборот, если работа скучная, однообразная – чувство усталости возникает гораздо раньше, чем объективные признаки утомления. Вот почему врачи и специалисты методологии настаивают, чтобы обучение детей, особенно младшего возраста, носило преимущественно игровой характер [1].

      Дальнейшей 
стадией таких нагрузок является переутомление. Оно возникает из-за регулярных физических и нервно-психических нагрузок, превышающих возможности организма. Его появлению способствуют плохо организованный режим работы, ее монотонность, длительное напряжение, короткие перерывы, неправильный образ жизни, недосыпание.

Читайте также:  Боль в яичке у мужчин: причины тянущей боли в правом и левом яичках

      Переутомление является очень опасным явлением. Ребенок стал с трудом вставать по утрам, чтобы пойти на занятия. Еще только второй урок, а дети уже рассеянные, вялые… Задания выполняют медленно…

Часто жалуются на головную боль и недомогание… В столовой недоедают завтраки… Вдруг становятся раздражительными и порой даже агрессивными… Часто болеют… Что же происходит? Одна из распространенных причин – переутомление.

Данное состояние не следует путать с утомлением!

      С точки зрения физиологии утомление 
— это несоответствие между расходованием 
и восстановлением энергии. Усталость 
ощущается, когда организм истратил большую долю ресурсов, а их активное пополнение еще не началось.

Как 
только включаются энергетические резервы, возбуждается кора головного мозга 
и работать становится легче. Это 
стадия компенсированного утомления.

Можно сказать, что утомление 
побуждает организм перейти к процессам восстановления.

      Если 
же нагрузка продолжается, то чувство 
усталости нарастает и работа выполняется за счет силы воли. Это 
стадия некомпенсированного утомления. В физиологии существует понятие 
«запредельное торможение».  Это 
происходит тогда, когда стимул превышает 
самый высокий порог, и в центральной 
нервной системе возникает неадекватная реакция.

Возбуждения в нервной 
клетке вообще не происходит или развивается 
процесс активного торможения, которое 
защищает мозг от избыточного количества сигналов от рабочих органов и 
предохраняет его от повреждения. Дальнейшее продолжение нагрузки может привести к переутомлению, при этом симптомы усталости принимают устойчивый характер.

Тогда уже не срабатывает 
и воля – человек вынужден прекратить работу.

      Проще говоря, переутомление – состояние, возникающее вследствие долгого 
отсутствия отдыха, при наслоении 
явлений утомления, когда в течение 
определенного времени не происходило 
восстановление организма от одной нагрузки к другой.     
  

 

    Причин 
для переутомления у школьников предостаточно. Вследствие избытка информации ребенок просто перестает ее воспринимать и ничего не запоминает.

Да и общение с учителями и сверстниками – независимо от того, приятные оно вызывает эмоции или нет – требует от него большого напряжения.

Причем уставать интеллектуально дети начинают еще в начальной школе: к первокласснику предъявляются новые – повышенные – требования, умственные нагрузки увеличиваются, ответственность возрастает [1].

    Постоянное 
изменение обстановки, большие нагрузки, тревога в связи с оценками, отношения с одноклассниками, экзамены – вот только некоторые факторы, которые провоцируют стресс и состояние переутомления.

Подготовка к новому учебному году – тоже стресс: нужно купить в школу всё необходимое, перестроить режим, да и вообще смириться с мыслью, что впереди девять месяцев упорного добывания знаний. Причем стресс испытывают и родители, и дети. 
        Следующий опасный рубеж – старшие классы.

В переходном возрасте у подростков меняется гормональный фон – организм и так постоянно находится в состоянии стресса, а интеллектуальные перегрузки вдвойне усложняют его работу. Неудивительно, что старшеклассники часто жалуются на головную боль, сонливость и апатию [1]. 

    Некоторые родители редко обращают на это внимание: «Какие твои годы, чтобы болела голова, да и чего ей болеть?» И лишь самые заботливые мамы отправляются с ребенком к врачу. На приеме же выясняется, что нагрузка в школе переходит все разумные границы, а жалобы ребенка – закономерное следствие переутомления.   

    1. Последствия переутомления

 

    Переутомление сказывается как на физическом, так и на эмоциональном состоянии.

Переутомление проявляется повышенной возбудимостью, эмоциональной неустойчивостью, проявлением раздражительности и нервозности, расстройством сна, снижением внимания, снижением темпа работы, увеличением количества ошибок, появлением чувства беспокойства и подавленности, сонливостью и головной болью, снижением аппетита и снижением иммунитета. Оно является пограничным состоянием между здоровьем и болезнью. Некоторые специалисты считают, что появление синяков под глазами, изменение цвета лица, тусклый взгляд свидетельствуют о том, что переутомление переходит в хроническую форму…

    Хроническое переутомление может приводить 
к ишемической болезни, гипертонии, более быстрому развитию атеросклероза. Чтобы избавиться от переутомления, надо пересмотреть режим труда, отдыха и питания.

 
Хорошим показателем состояния учащихся может быть настроение. Если они энергичны и горят желанием работать – значит, все в порядке. Но если же школьники часто не в настроении делать что-либо, то это может являться признаком переутомления.

Конечно, один день не дает полную ясность в данном вопросе. Надо наблюдать все признаки в комплексе в течение некоторого периода. Не всегда неудачи могут указывать на переутомление.

Но если учеников преследуют неудачи в выполнении заданий или в спортивных состязаниях одна за другой, нужно задуматься, в верном ли направлении они двигаются [2].      
 

10 признаков переутомления ребенка в школе

Sobesednik.ru определил 10 признаков усталости школьника, на которые обязательно нужно обратить внимание родителям.

Школа  — ч­удесное время, но вместе с тем трудное. А иногда школьная нагрузка становится непосильным бременем для ребенка. Как понять, что он перегружен? 

1. Ребенок стал хуже спать

Неважно, как именно испортился сон – трудно ли ваш школьник засыпает, просыпается ли по ночам, нарушен ли у него режим сна и бодрствования (вечером не может заснуть, утром с трудом просыпается, днем ходит сонный). Изменение сна – первый признак эмоционального перенапряжения как у взрослых, так и у детей.

2. Он жалуется на головную боль

Яркий и тревожный симптом, который ни в коем случае нельзя игнорировать. Дело может быть не только в перегрузках, но и в настоящих болезнях, поэтому за ребенком нужно наблюдать предельно внимательно и при необходимости обратиться к неврологу. А первым делом, конечно, умерить свои амбиции насчет его школьных успехов и разгрузить его. 

3. У него часто плохое н­астроение

Одно дело – расстроиться из-за двойки, другое – постоянно расстраиваться по миллиону разных поводов. В том числе мелких, сиюминутных. Не только повышенная капризность, плаксивость и вспыльчивость должны насторожить и навести на мысль, что ребенок не справляется с предложенной ему учебной нагрузкой, но и любые изменения настроения, которых не было до учебы.

4. Кажется, что ребенок стал лениться

Вы просите убрать книги – он кивает и ничего не меняется. Вы договариваетесь, что он поможет вам на кухне – он вроде бы рад, но тут же забывает.

Ребенок кажется рассеянным, не может подолгу заниматься делами, которые раньше любил, нехотя садится за уроки или вовсе «забывает» про них.

Все это с большой вероятностью не имеет никакого отношения к лени, а связано с хронической перегрузкой.

5. Он стал чаще болеть

Если до 1-го класса ребенок был домашним, то есть не посещал сад, частые болезни скорее всего означают адаптацию, которой вы надеялись избежать: он «знакомится» с инфекциями, которыми другие дети переболели еще в детском саду.

Но повышенная восприимчивость организма может быть и следствием снижения иммунитета из-за хронических перегрузок. Более того, частые болезни могут быть подсознательной реакцией на излишнее давление со стороны родителей, требующих успехов.

Ребенок не может сказать «нет» открыто и делает это с помощью болезни: он заболевает — его наконец оставляют в покое.

6. Ребенок п­ерестал играть

Вообще любая резкая перемена в поведении ребенка, в его привычках, отказ от любимых занятий — тревожный симптом, на который нужно обращать внимание. Перегрузки лишают его эмоциональных и физических сил даже на приятные дела.

7. Появились вредные п­ривычки

Дети теребят волосы, грызут ногти, качаются на месте и пр. не от скуки, а чтобы успокоиться. Они не «нахватались глупостей», это психика испытывает давление, с которым организм пытается справиться, как может.

8. Он не сидит на месте

Признаком перегрузки может быть не только вялость и апатия, но и физическая гиперактивность. В раннем детстве ребенок, переутомившийся сверх меры, начинал бегать по квартире кругами, вместо того чтобы упасть на кровать и заснуть. Это реакция незрелой нервной системы. В младшей школе дети могут реагировать на перегрузки так же.

9. Возникают п­роблемы с аппетитом

Насторожить должны любые – ест ли ребенок меньше обычного или, наоборот, требует больше и чаще. А также жажда, выбор каких-то определенных продуктов и вообще любая странность, которой не было раньше.

10. Ребенок стал рассеянным

Вроде бы все в норме — сон, аппетит, настроение, вроде бы ребенок не валится без сил в середине дня и утром не канючит, что не хочет в школу. Уроки выучены, кружки не пропущены, жаловаться особо не на что.

Вот только ребенок какой-то рассеянный: отвечает невпопад, витает в облаках, не может сразу определиться с желаниями.

Если замечаете такое не в первый раз и учителя говорят о том же, возможно, дело в излишней нагрузке, которая оказалась ребенку не по силам.

Совет

Есть смысл поговорить с классным руководителем ребенка или школьным психологом. Они, как правило, знают школьную ситуацию изнутри и порой могут подсказать, когда ребенок просто ленится, а когда он действительно страдает от непосильной нагрузки. 

Подсказка

Родителям стоит знать, что у них есть право перевести ребенка на другую форму обучения.

Например, взять дополнительный выходной (самый простой вариант на тот случай, если ребенок переутомлен), получить индивидуальные занятия или вообще сделать обучение домашним.

Все это возможно по договоренности с администрацией школы и на основании заключения врача. Не всегда смена фор­мы обучения оправданна и необходима, но знать о такой возможности стоит.

Как понять, сколько кружков – норма

Пытаясь вложить в ребенка как можно больше полезного, что пригодится потом в жизни, родители впадают в крайности: с одной стороны, говорят, что дети перегружены школой, с другой – пытаются впихнуть в их расписание еще и музыку, спорт, иностранные языки и кружок моделирования. И при этом задаются вопросом: не много ли?

Неврологи говорят, что родители, жалея ребенка, часто преувеличивают нагрузку. Понять их можно. На самом деле нет каких-то нормативов, регламентирующих количество кружков и секций. Все дети разные, и единой формулы тут быть не может. Одним много и школьных уроков, другим по силам график, когда весь день расписан буквально по минутам.

Врачи советуют ориентироваться на состояние и поведение ребенка: если он доволен, бодр, с радостью занимается тут и там, не отстает в школе, значит, все в порядке. Просто следите за ребенком, разговаривайте с ним и многое поймете сами.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *