Первые шесть месяцев жизни грудничка: развитие ребенка, что умеет ребенок в полгода

В 6 месяцев малыш становится более активным и стремится познавать окружающий мир. Нужно помочь ему развивать умения, тогда ребенок овладеет всеми необходимыми навыками, которые пригодятся ему в будущем.

Первые шесть месяцев жизни грудничка: развитие ребенка, что умеет ребенок в полгода

Младенец лежит на животе

Умения малыша в 6 месяцев

Все больше способностей приобретает в 6 месяцев ребенок. Что должен уметь ребенок, волнует молодых мам, даже если это не первый малыш.

Шестимесячный малыш многое делает самостоятельно. Даже может спать спокойно, не просыпаясь, всю ночь. Плохой сон может быть причиной растущих зубов. Именно в 6 месяцев это событие впервые случается в жизни младенцев.

В этом возрасте дети прекрасно держат голову и начинают переворачиваться на живот без помощи родителей. Это крайне необходимый навык.

Именно из такого положения маленький ребенок поползет, будет пытаться вставать, сначала на четвереньки, потом на ноги.

Дополнительная информация. Некоторые дети ползают только по-пластунски, другие пропускают этот этап в развитии и сразу начинают ходить. Считается, что, если малыш может вставать на четвереньки, значит, он гармонично и правильно развивается. Если ребенок не овладевает этим умением к 8-9 месяцу, то нужно проконсультироваться с терапевтом, неврологом.

В 6 месяцев малыши переворачиваются на бок в обе стороны, учатся переворачиваться на живот. Нужно контролировать, чтобы у ребенка получалось крутиться вправо и влево.

Если существуют проблемы с переворотом в одну из сторон, помогать малышу, класть игрушки в этом направлении, завершать движение вместе. Малыш может переместиться вперед или назад, не отрывая от пола живота. Крутится на месте, разворачиваясь в разные стороны.

При поддержке родителей стоит на ногах непродолжительное время. Когда видит близких людей, тянет к ним ручки, прося внимания и тесного контакта.

В этом возрасте дети получают прикорм, поэтому родители начинают кормить их с ложечки. Этим навыком малыши должны овладеть так же, как пить из поильника или кружки.

Первые шесть месяцев жизни грудничка: развитие ребенка, что умеет ребенок в полгода

Ребенок ест с ложки

Развитие мальчиков в 6 месяцев

Одни из главных показателей развития грудничка – рост и вес. Их оценивают каждый месяц при посещении педиатра. По данным ВОЗ, мальчики должны весить от 6,4 до 9,8 килограммов. Рост составляет 63,3-71,9 сантиметров.

Главное, чтобы эти показатели гармонировали друг с другом. То есть если у малыша большой вес, то он может находиться в норме при высоком росте. От рождения ребенок набирает около трех килограммов и вырастает на 15 сантиметров.

Для детей до года в норме выглядеть пухлыми и упитанными.

Мальчики обычно развиваются медленнее девочек. Когда исполняется 6 месяцев мальчику, он переворачивается в обе стороны и ложится сам на живот. Если ребенок еще не освоил этот навык, нужно ему помочь. Мальчики обычно не умеют сидеть и ползать к полугоду. После консультации с педиатром можно стимулировать малыша к активным действиям в этом направлении.

Важно! Присаживать можно, если костная система сформирована, и на позвоночник не будет оказываться чрезмерного давления. Разобраться в этом поможет педиатр. Зачастую стимуляции в этом умении не нужны, позже ребенок самостоятельно научится сидеть.

Если педиатр увидит отклонения в развитии, направит на массаж. После курса, который обычно длится 10 дней, ребенок научится новым движениям. Ползать мальчики также начинают позже.

Некоторые самостоятельно перемещаются на животе, но обычно начинают применять этот навык в возрасте 7-8 месяцев.

Развитие девочек в 6 месяцев

Шестимесячные девочки весят 5,7-9,3 килограммов, при росте 61,2-70,3 сантиметров. Педиатры всегда обращают внимание, если наблюдается отклонение от данных ВОЗ.

Девочки осваивают новые умения обычно раньше мальчиков. Садиться начинают уже на шестом месяце. Когда исполняется 6 месяцев девочке, обычно она умеет сидеть и начинает ползать. Почти все становятся на четвереньки, двигаются в таком положении. Значит, скоро начнут ползать.

Если девочка не сидит, то не нужно ее присаживать. Считается, что чем позже девочка начинает это делать, тем лучше. Раннее высаживание влияет на строение матки. Но это не доказано, поэтому, если малышка села самостоятельно, не нужно ей мешать, в этом нет ничего плохого.

Она и ее организм готовы к такому шагу.

Первые шесть месяцев жизни грудничка: развитие ребенка, что умеет ребенок в полгода

Младенец сидит

Навыки шестимесячного ребенка

Есть некоторые критерии, позволяющие оценить развитие младенца. Не все дети осваивают определенные навыки в один и тот же срок. Каждый ребенок индивидуален. Если отсутствие умений настораживает, лучше обратиться к педиатру для контроля над ситуацией.

Дети до года легко обучаются, в этом возрасте многое можно исправить и скорректировать. Поэтому ждать до последнего не нужно, лучше перестраховаться.

Обращать внимание не только на физическое развитие малыша, но и нервно-психическое, эмоциональное, речевое, на слух и зрение.

Физическое развитие шестимесячного малыша

В возрасте 6 месяцев грудничок сидит с помощью родителей или самостоятельно, переворачивается со спины на бок, живот и обратно. Если ребенку дать руку и палец, он сможет подняться из положения лежа. Родителям не придется прикладывать усилий, малыш справится сам с этим упражнением. Пытается ползать, может перемещаться по-пластунски.

К этому возрасту исчезает тонус в мышцах ног и рук, который до этого считался нормой. Если этого не происходит, нужно пройти курс массажа.

Движения становятся плавными и размеренными, ребенок берет необходимую игрушку, перекладывает ее из одной руки в другую точным движением. Хорошо держит голову и поворачивает в нужную ему сторону. Может стоять, если держать за руки.

При поддержке подмышками отталкивается от пола, может прыгать. Самые активные встают сами на ноги, используя опору.

Нервно-психическое развитие

Младенец в шесть месяцев реагирует на тон людей, которые с ним общаются. При ласковом и спокойном разговоре улыбается, хмурится, если на него кричат, ругаются. Может злиться, напрягаться, если что-то не получается достать, сделать. То есть ребенок активно проявляет радость, неприязнь, недовольство. Кричит или смеется, в зависимости от ситуации.

Малыш в этом возрасте произносит звуки, речь ребенка называют лепетом. Он должен стать более осмысленным. Малыш говорит громче или тише, может переходить на шепот. Произносит звуки быстро и медленно. Родители могут различить, что именно хочет ребенок: есть, спать или, чтобы его взяли на руки.

Первые шесть месяцев жизни грудничка: развитие ребенка, что умеет ребенок в полгода

Младенец смеется

Психоэмоциональное развитие в 6 месяцев

Когда наступает полгода ребенку, он узнает близких людей, пугается незнакомых. Может отворачиваться от них, тянуть ручки к родителям и даже плакать. У ребенка есть любимая игрушка, к которой он привык, ищет ее, требует. Может найти взглядом предмет, о котором говорят, указать его, понимает смысл речи.

Начинает осознавать, что может воздействовать на предметы, например, что игрушка упадет, если он ее кинет, или зазвенит, если потрясет.

Малыш следит за эмоциями родителей, дублирует их, они отражаются в его поведении и на лице. Может хмурить брови, грустить, широко улыбаться. Понимает связь между своим поведением и реакцией родителей.

Например, что плач приводит к тому, что появляется мама и успокаивает.

Зрение, слух и речь малыша

Малыша интересуют звуки, которые издают предметы, игрушки, погремушки. Он трясет их, переворачивает, рассматривает, пробует на вкус. Дети любят стучать по предметам, бить их друг об друга. 6 месячный ребенок обращает внимание на звуки, раздающиеся вокруг. Определяет направление, откуда они распространяются. Воспринимает самые тихие, шепот или шуршание.

Лепет детей совершенствуется. Кроме воспроизведения гласных, могут повторять простые слоги. Комаровский обозначает, что в возрасте 6 месяцев ребенок должен имитировать звуки животных, кошки, собаки, коровы.

Игры с шестимесячным малышом

В этом возрасте для ребенка важны тактильные ощущения. Можно предлагать трогать разные текстуры и поверхности. Так, например, гладкие, шершавые, скользкие. Существуют книги, на страницах которых есть разные тактильные элементы.

Они воссоздают земную поверхность, горы, море или эмитируют различных животных, шерсть, шкуру. Можно сделать такие игрушки самостоятельно. Пригодятся крышки от банок с детским питанием.

Наклеить внутрь разные крупы и другие мелкие предметы, главное, чтобы они отличались друг от друга.

Первые шесть месяцев жизни грудничка: развитие ребенка, что умеет ребенок в полгода

Тактильные игрушки

Можно использовать мячики разных размеров и изготовленные из отличных материалов, колючие, мягкие, пушистые, пластмассовые. В полгодика ребенку будет интересно их перебирать, разнообразные тактильные ощущения способствуют развитию речевых навыков.

Можно дать потрогать малышу горячую воду и холодную, чтобы он понимал разницу. Главное, чтобы температура не превышала 50 градусов, – кожа младенца может пострадать. Или предложить потрогать кусочек льда. Объяснить, что это и посмотреть за реакцией ребенка.

Детский возраст позволяет использовать окружающие предметы, многие из них будут удивлять и радовать малыша.

Обратите внимание! Шестимесячный ребенок продолжает все пробовать на вкус. Не нужно запрещать – это один из способов его знакомства с окружающим миром, значит, развития. Необходимо следить за качеством и безопасностью игрушек, проконтролировать, все ли можно жевать без угрозы жизни и здоровью.

Нужно знакомить малыша с новыми формами и цветами. Показывать разные игрушки или предметы. Цвета лучше использовать яркие, предметы крупные, чтобы привлечь внимание ребенка. Объяснять, как называется любая детская игрушка, где используется предмет. Все давать трогать. Это важно для младенцев.

Чтобы малыш узнавал разнообразие звуков, можно использовать простую игру. Необходимо взять пластиковые бутылки и наполнить их водой разного объема. Далее стучать по ним, каждая будет издавать свой звук. Дать попробовать малышу поиграть, это весело и познавательно.

Важно постоянно разговаривать с младенцем, проговаривать все свои действия. Делать это нужно медленно и внятно, чтобы успевал реагировать. Полугодовалый ребенок должен видеть, как шевелятся губы при произнесении звуков.

Это побуждает его к попыткам воспроизведения услышанного. Поэтому можно петь гласные звуки, простые слоги, чтобы побудить малыша повторять их. Ритмичные слова и звуки хорошо запоминаются детьми и легки в произношении.

Проблемы в развитии ребенка

В некоторых случаях лучше проконсультироваться с педиатром. Он при необходимости направит к другому специалисту, обычно это невролог, или порекомендует пройти курс укрепляющего массажа.

Первые шесть месяцев жизни грудничка: развитие ребенка, что умеет ребенок в полгода

Младенец на массаже

Консультация педиатра нужна, если:

  • Малыш не отталкивается от пола, когда родители держат его подмышками;
  • Неуверенно держит голову. Можно проверить это, приподняв малыша за ручки, если он лежит на спине. Затем наклонять его взад и вперед, голова должна держаться прямо. В 6 мес. ребенок может прижимать ее к груди;
  • Не может переложить предмет из одной руки в другую. Важно, чтобы при этом малыш больше ничего не задействовал, например, не клал предмет на пол, чтобы затем взять его другой рукой. Передача должна осуществиться сразу;
  • Не реагирует на появление родителей, не улыбается, не тянет ручки;
  • Не издает звуков, не агукает;
  • Не меняет интонацию голоса, не произносит одни звуки громче, другие тише;
  • Не следит за движущимися предметами. Можно перемещать игрушку перед глазами ребенка, справа налево или на его глазах уронить ее, чтобы она пропала из поля зрения. Ребенок должен следить за ней и наклониться в ту сторону, где она исчезла;
  • Не воспринимает звуки, происходящие рядом, не поворачивает голову, не пугается.

Нет однозначного ответа на вопрос, что должен уметь ребенок в 6 месяцев. Каждый малыш развивается по-разному, кто-то быстрее, кто-то медленнее. Есть факторы, указывающие на отклонения, их нужно знать. В возрасте 6 месяцев почти все можно вылечить и исправить. Поэтому, если ребенок не приобретает навыки, лучше обратиться к врачу.

Видео

Развитие ребенка в 6 месяцев

Первая в жизни ребенка знаменательная дата – это полгода. Начиная с этого возраста, малыш постепенно превращается в личность.

Читайте также:  Левитра: инструкция по применению, аналоги, побочный эффект

Каждый день ваш кроха будет удивлять вас появлением новых навыков в общении, проявлением своей индивидуальности и характера.

Развитие ребенка в 6 месяцев приносит огромные изменения в психическую и физиологическую сферы малыша, особенно это касается изменений в питании и режиме.

Первые шесть месяцев жизни грудничка: развитие ребенка, что умеет ребенок в полгода

Физическое развитие

Для того, чтобы оценить физическое развитие ребенка педиатры пользуются центильными таблицами, в которых указываются нормы по месяцам. Для мальчиков и девочек они различны.

Кроме массы и длины тела, в таблицах имеются показатели окружности головы и груди, которые тоже важно учитывать при оценке физического развития малыша. Ребенок в 6 месяцев должен иметь следующие показатели: вес 6.8 – 8.

4 кг (± 1 кг), рост 64 – 67 см (± 3 см).

Что умеет ребенок на 6 месяце

  1. Ребенок уже освоил перевороты со спины на животик и обратно.
  2. К этому возрасту у всех детей пропадает физиологический гипертонус как в ручках, так и ножках.
  3. Лежа на животе, ребенок может облокачиваться на одну руку, а другой захватывать игрушку.
  4. Крепко держится пальчиками за вашу руку при подтягивании из положения лежа.

    Самостоятельно подтягивается так, что вам почти не приходится прилагать усилия. Некоторые малыши уже способны сидеть сами (когда ребенок начинает сидеть самостоятельно?).

  5. Пытается ползать по-пластунски или на четвереньках, подползает к игрушке (когда ребенок начинает ползать?).
  6. При поддерживании за подмышки, упирается и отталкивается ножками, «пританцовывает».

  7. Некоторые дети пытаются вставать, держась за край кроватки.
  8. Хватает предметы одной рукой, берет из одной ручки в другую. Держит в каждой руке по игрушке. Ощупывает вещь всей ладонью. Поднимает упавшую игрушку и снова кидает.
  9. Если спрятать игрушку, начинает ее искать. Сам находит предмет, прикрытый чем-то.
  10. Самостоятельно играет до 10 – 15 минут.

    Помногу раз повторяет то, что у него получается: открывает и закрывает коробочку, заворачивает и разворачивает платочек.

  11. В полгода может проклюнуться первый зубик, как правило, это нижний центральный резец (о том, когда начинают резаться зубы).

    В 6 месяцев ребенок первый раз посещает стоматолога, который оценит правильность строения челюсти и уздечек под верхней и нижней губами.

Психоэмоциональное развитие

  1. У ребенка все больше совершенствуется лепет. Крик и плач отходят на задний план и появляются при физиологическом дискомфорте. В речи младенца происходит слияние согласных и гласных звуков в различном сочетании. Из-за этого может казаться, что малыш уже произносит слова и говорит, но это пока не так.

    Просто ребенок уже мастерски имитирует услышанные звуки, но смысловой нагрузки «речь» пока не несет. К концу 6-го месяца ребенок произносит до 40 разных звуков.

  2. Теперь малыш не просто поддерживает с вами «диалог» или повторяет, он пытается понять смысл сказанного вами. Ребенок способен найти взглядом ту вещь, о которой говорится.

  3. Малыш может узнать родителей по голосу, не видя их при этом. Если ребенок услышит голос матери в другой комнате, то криком дает понять, что знает о ее присутствии. Просится на ручки.
  4. Многие дети уже способны на проявление ласки и нежности. Могут прижаться к маме, когда сидят у нее на коленях.

    Посторонних уже не боятся так, как раньше, но в общении с ними держат дистанцию и активности не проявляют.

  5. В мышлении ребенка формируются простейшие причинно-следственные связи. К примеру, малыш понимает, что если нажать пальцем на кнопку в игрушке – заиграет музыка, игрушка упадет – раздастся стук, если он закричит – мама подойдет.

    Но о настоящем продвижении в интеллектуальном развитии можно будет думать только, когда у малыша появится страх – признак того, что ребенок не только улавливает связь между событиями, но и может предвидеть их.

  6. Ребенок начинает интересоваться практическим применением окружающих предметов.

    Из-за этого общение с ним теперь носит не только эмоциональный характер, а приобретает черты сотрудничества: малыш привлекает ваше внимание лепетом, чтобы получить интересующий его предмет и познать с вашей помощью его функции и качества.

Первые шесть месяцев жизни грудничка: развитие ребенка, что умеет ребенок в полгода

Тест на развитие малыша в полгода

  • На расстоянии 20- 30 см от ребенка держите игрушку. Он должен уметь переводить взгляд от окружающей обстановки к игрушке, выделяя ее от всего остального;
  • Предложите ребенку сначала бутылочку с молоком, а потом игрушку. Реакция малыша должна быть разной: увидев еду, малыш открывает ротик и может совершать сосательные движения, при виде игрушки будет реакция оживления;
  • Когда малыш лежит, позвените перед ним колокольчиком, а затем медленно отодвигайте его. Ребенок с вашей помощью начнет подниматься и перейдет в сидячее положение;
  • Поговорите с ребенком, меняя мимику. Кроха начнет повторять за вами: сморщит лобик, улыбнется;
  • Попробуйте отнять у малыша игрушку, которую он держит в руке. В 6 месяцев ребенок будет крепко держать предмет и сопротивляться, выражая недовольство;
  • Если вы часто называете кроху по имени, то в этом возрасте малыш уже должен реагировать на него комплексом оживления.

Что должно насторожить

  • Ребенок не может и не пытается сидеть, даже при поддержки;
  • Когда вы поддерживаете кроху за подмышки, он не «пританцовывает»;
  • Не перекладывает предмет из одной ручки в другую;
  • Не реагирует на звуки, которые находятся вне поля зрения;
  • Не просится на ручки;
  • Не лепечет, не улыбается, не узнает родителей.

Подробная информация: что должен уметь ребенок в 6 месяцев

Мама Лара: Развитие ребенка в пол года

Введение прикорма

Самый благоприятный возраст для начала введения прикорма – это полгода. До этого времени грудное молоко обеспечивает детский организм во всех необходимых веществах. При кормлении смесью первый прикорм вводится немного раньше – с 4 – 5 месяцев. Когда речь идет о сроках введения прикорма, то имеется ввиду конец месяца, в котором его начинают.

Первые шесть месяцев жизни грудничка: развитие ребенка, что умеет ребенок в полгодаТаблица введения прикорма с 6 месяцев (Кликабельно)

После 6 месяцев ни грудное молоко, ни смесь уже не могут компенсировать энергетические затраты, которые уходят на интенсивный рост, физическое развитие. Организм малыша начинает нуждаться в большом количестве минералов, микроэлементов и растительных белков.

Если начинать прикорм позже крайнего срока (6 – 7 месяцев), то ребенку потом будет трудно адаптироваться к новой пище и ее консистенции.

Позднее введение прикорма чревато возникновением дефицитных состояний (гипотрофия, анемия, рахит), плохим развитием жевательного навыка и вкусового восприятия, а также необходимостью одновременного введения нескольких продуктов, что может вызвать аллергическую реакцию или нарушение в пищеварении.

Важно, чтобы ребенок был готов к прикорму. Обязательно проконсультируйтесь с педиатром прежде чем давать новую пищу. Если малыш поперхивается или выплевывает еду, то повремените немного с нововведением.

Итак, начинать прикорм удобней в первой половине дня, перед кормлением. Детям, склонным к запорам или с избыточной массой тела, лучше начинать с овощных пюре из кабачка, цветной капусты, брокколи.

Худышки могут начать с безглютеновых каш: греча, рис или кукуруза, сваренных на воде без соли и сахара. Первые пюре и каши должны быть монокомпонентные, то есть содержать только один овощ или злак.

Летом и осенью обычно есть возможность найти качественные овощи. Перед употреблением их необходимо обработать и сварить, лучше на пару (так остается больше питательных веществ). Пюре должно быть гомогенным, то есть не содержать комочков и не очень густое.

Для этого используйте блендер и, при необходимости, добавьте воды или отвара, на котором варились овощи. Либо используйте готовые детские пюре в баночках. Приучайте малыша сразу есть с ложечки. Бутылки с соской используйте только при необходимости (в дороге).

Не давайте горячую пищу или из холодильника, оптимальная температура 370C.

Вводить начинают с 12 – 1 чайной ложки, а потом докармливают молоком или смесью. За 5 – 10 дней доводят до 150 – 180 г и полностью заменяют одно грудное кормление.

В остальное время продолжайте кормить по требованию. Новые продукты вводятся только после того, как привыкли к предыдущему. Нельзя вводить более одного нового продукта.

Многокомпонентные пюре и каши можно будет давать только примерно с 7 месяцев.

Прикорм. Полезные советы для мам

Следите за стулом и аллергическими реакциями у ребенка. Если есть аллергия на что-то, то отмените этот продукт и попытайтесь ввести позднее.

Читаем: О первом прикорме

Отучаем от соски

Отучение от соски: если у крохи уже появился первый зубик обязательно постарайтесь отучить его от пустышки. Давление, которое оказывает соска на десна, может привести к искривлению зубов.

Лучше купите малышу кольцо-прорезыватель.

Во время введения прикорма отучить от соски легче, так как малыш начинает учиться пить из чашечки, а ночное кормление из бутылочки уже становятся редкостью или полностью исчезает.

Читаем подробно: Как отучить ребенка от соски

Сон малыша в 6 месяцев (режим)

После 6 месяцев ребенок спит около 14 часов в сутки: два сна по 1.5 – 2 часа – днем и ночью – до 6 – 7 часов подряд. Но все равно режим остается индивидуальным. Многие грудные дети продолжают по несколько раз за ночь просить грудь – это нормально и может длиться, пока вы не перестанете кормить грудью. Наберитесь терпения. Чтобы ребенок подольше спал ночью:

  • Интервал между последним дневным сном и ночным укладыванием должен быть не меньше 4-х часов.
  • Купайте малыша перед сном. Теплая вода расслабляет и успокаивает.
  • После купания покормите ребенка.

Читаем также: режим дня ребенка в 6 месяцев

Как помочь малышу развиваться: игры

Продолжайте стимулировать развитие речи у малыша, как и в предыдущие месяцы. Купите ребенку несколько небольших красочных книжек с картонными страницами, которые он сможет сам переворачивать. Лучше, если книжки будут не просто с картинками, а с коротенькими стишками или потешками, в которых повторяются слова и фразы. Дети, которым с 6 месяцев читали стишки начинают раньше говорить.

Центры, которые отвечают за мелкую моторику и речь находятся в головном мозге очень близко и взаимосвязаны между собой, поэтому важно проводить с ребенком занятия, направленные на активность пальцев рук:

  • Малыши в этом возрасте обожают игры с коробочками или формочками разного размера, матрешками.
  • Сделайте несколько мешочков с разными наполнителями: сушеный горох, фасоль, крупная соль, пшенка, камушки, пуговицы.
  • Возьмите шарик 5 – 6 см в диаметре, вложите его в ладошки малыша. Своими руками сожмите снаружи его ручки с шариком внутри и покатайте его там. Можно прокатывать грецкий орех. Делать 3 – 4 минуты ежедневно.
  • Делайте массаж пальчиков: нежно массируйте их по очереди и легонько потягивайте. Делать 2 – 3 минуты каждый день.
  • «Причесывание»: по очереди поднимайте ручки ребенка и плавно двигайте их вдоль головы назад и вперед.
  • Сжимание и разжимание игрушки-пищалки.
  • Игрушки-спирали, по которым нужно двигать фигурки.

Первые шесть месяцев жизни грудничка: развитие ребенка, что умеет ребенок в полгода

Актуальными остаются игры в «Сорока-ворона», «Ладушки», «Ку-ку», «Идет коза рогатая».

Если у малыша получается сделать что-то новое обязательно хвалите его. Ребенок уже чувствует, что вы довольны им.

Увеличение количества игрушек в геометрической прогрессии – это проблема, с которой сталкиваются все родители.

Чтобы не захламлять дом десятью очередными неваляшками и кубиками, которые надоедают малышу уже на 3-й день, разделите все игрушки на две части. Одну часть предоставьте малышу для игр, а остальные спрячьте.

Раз в 4 – 5 дней меняйте игрушки. Учитывайте, что в 6 месяцев ребенок может одновременно играть максимум с двумя игрушками.

Читаем обзоры: недорогие интернет магазины детских товаров и игрушек

Малыш скоро начнет ползать, поэтому в кроватке или манеже ему становится тесновато. Предоставьте крохе ковер на полу и разложите на нем несколько игрушек, пусть малыш пытается подползать к ним.

Продолжайте проводить гимнастику и массаж с закаливающими процедурами ежедневно.

Старайтесь, чтобы все занятия и игры с ребенком были простыми и при этом полезными. Не перегружайте малыша, его психика не готова пока к длительным занятиям. Теперь ребенку еще больше нужны ваша любовь и внимание. Если хотите сделать его жизнь радостной, следите за каждым вашим словом и действием, которые теперь впечатываются в подсознание маленького человека.

← 5 месяц                                           7 месяц →

Супермамы: Как оценить развитие ребенка в 6 месяцев

Мамина школа: Шестой месяц жизни. Календарь развития ребенка

Полный календарь развития ребенка в одной статье “развитие до года по месяцам” – https://razvitie-krohi.ru/razvitie-rebenka-do-goda/razvitie-rebenka-do-goda-po-mesyatsam.html >>>

Развитие ребёнка в 6 месяцев

Первый прикорм — еще одно важное событие в шесть месяцев. Малыш впервые пробует что-то кроме молока или адаптированной смеси.

Что должен уметь ребёнок в 6 месяцев

В этом возрасте активно развивается зрительная система младенца, он подолгу фокусирует взгляд на игрушке, может следить за ее перемещением. Активно изучает предметы вокруг себя, перекладывает игрушки, присматривается к ним, слушает звучание.

Малыш в 6 месяцев хорошо удерживает предметы в руке, при этом может с ними переворачиваться на бок, на живот. Ребенок использует все свои «органы чувств», чтобы исследовать мир вокруг себя. Всегда окружайте его множеством интересных вещей, которые можно потрогать, положить в рот и поиграть.

Что умеет ребенок в 6 месяцев:

  • Малыш без посторонней помощи переворачивается со спины на живот и обратно. Укрепляется мышечная система, малыш становится все мобильнее. Сильные мышцы шеи, рук и спины позволяют поворачиваться без особых усилий.
  • Полностью уходит гипертонус в ногах и руках, появляется способность контролировать свои конечности.
  • Многие младенцы в этот период начинают самостоятельно сидеть или, как минимум, пытаются это делать.
  • Если ребенка удерживать под руки, он уверенно отталкивается ножками от твердой поверхности.
  • Координация глаз и рук развита настолько, что ребенок обеими руками сознательно и целенаправленно тянется к предметам, может передавать их из руки в руку.
  • Практически исчезает рефлекс сосания и малыша можно подкармливать с помощью ложки.
  • Шестой месяц характеризуется скачком в росте, ребенок начинает демонстрировать больше эмоций. Прежде всего, это радость и гнев, которые можно выразить с помощью жестов, мимики или различных звуков
  • Шестимесячный ребенок может продолжительно играть с одной игрушкой и не отвлекаться в течение 15-20 минут. Поэтому рекомендуется активно развивать мелкую моторику с помощью развивающих колечек и пирамид.

В шестимесячном возрасте начинается процесс прорезывания зубов, может наблюдаться отечность десен и повышенное слюноотделение. Важно посетить детского стоматолога для определения состояния уздечек и строения челюсти.

В 6 месяцев удлиняется ночной сон, ребенок беспрерывно может проспать 6-7 часов. Уменьшается количество дневного сна — 2-3 раза по 30-40 минут.

Навыки ребёнка в 6 месяцев

Итак, малыш достиг шестимесячного возраста, как он выглядит: лежа на животе, опирается на таз и руки, ладони при этом его полностью раскрыты, хорошо умеет поднимать грудь от поверхности, и может немного прогнуться в спине.

В 6 месяцев навыки ребенка развиваются, наблюдаются следующие изменения:

  • Малыш активен, самостоятелен, становится крайне любознательным. Появляются навыки нахождения предмета, о котором ему говорят, легко укажет на любимую игрушку.
  • Продолжает развиваться когнитивная функция мозга: в 6 месяцев младенец начинает понимать причинно-следственную связь (если толкнуть игрушку, она упадет).
  • Малыш может некоторое время увлеченно играть, не требуя от мамы внимания.
  • Он умеет ползать по-пластунски, хоть и покачивается из стороны в сторону.
  • Может самостоятельно пить из кружки, если ее придерживать.
  • В этом возрасте, как правило, появляется первый зуб — обычно на нижней челюсти.

Рост ребенка в 6 месяцев

Рост ребенка в 6 месяцев согласно среднестатистическим данным врачей-педиатров:

  • Нижняя граница нормы у мальчиков колеблется от 63,3 см до 63,5 см, верхняя — от 69,8 см до 71,9 см
  • Рост девочек по нижней границе может составлять от 61,2 см до 63,5 см и по верхней — 68,0 см до 70,3 см

Рост шестимесячного ребенка согласно данным ВОЗ:

  • Нижняя граница у мальчиков колеблется от 63,2 см до 65,5 см, верхняя — от 71, 7 см до 71,9 см
  • Рост девочек может составлять от 61,4 см до 69,9 см

Сколько ребенок должен весить в 6 месяцев

Согласно статистическим данным отечественной педиатрии, вес ребенка в 6 месяцев должен приближаться к следующим нормам:

  • Мальчики: от 6,5 кг до 9,1 кг
  • Девочки: от 6,2 кг до 8,4 кг

Всемирная организация здравоохранения предлагает следующие нормы:

  • Мальчики: от 7,1 кг до 8,9 кг
  • Девочки: от 6,5 кг до 8,3 кг

Психическое развитие ребенка в 6 месяцев

В шесть месяцев родители отмечают изменение психоэмоционального фона ребенка. Если раньше плач был основным инструментом общения, то теперь так выражаются в основном негативные эмоции — боль или дискомфорт. Увеличивается «словарный запас» малыша, в его арсенале уже около 40 звуков.

Психическое развитие ребенка шести месяцев жизни прогрессирует, теперь между взрослым и малышом происходит вполне осознанная беседа. Он может показать или найти тот предмет, о котором идет речь.

Малыш узнает голоса родителей на расстоянии, реагирует радостным визгом или своеобразными возгласами, показывая необходимость внимания. В полугодовалом возрасте дети максимально проявляют нежность к родителям, стремятся прижаться и обнять.

Появляется осознание причинных отношений. Младенец начинает понимать, что на крик придет мама, а если в поле зрения появляется бутылочка или тарелка — время обеда.

У ребенка имеется врожденный инстинкт самосохранения, но в силу отсутствия должного опыта, он развит недостаточно хорошо. А учитывая тот факт, что подвижность малыша увеличивается, следует максимально внимательно следить за его передвижениями и максимально обезопасить пространство вокруг ребенка, чтобы у него было больше возможностей для исследования «мира».

[1] Первый прикорм — важное событие

В шесть месяцев начинают вводить прикормы, что позволяет разнообразить рацион питания ребенка. Следует начинать с мягких продуктов, выбирая овощные пюре или каши, поддерживая интерес к новой еде, давать также немного попробовать то, что ест мама или папа. Подробнее о первом прикорме.

Шестимесячные дети развивают понимание «постоянства объекта»: они будут искать предмет, который уронили или который исчез из поля зрения.

В 6 месяцев у ребенка улучшается координация, движения становятся целенаправленными. Теперь состояние малыша легко определить по его эмоциям, он открыто выражает радость и недовольство. На этом этапе развития ребенок проверяет, из каких материалов сделаны игрушки и какие они издают звуки. Он ощупывает их, трясет и даже пробует на вкус.

Уход за ребенком в 6 месяцев

По большей части родители уже знают, как ухаживать за младенцем. Правила ухода остаются неизменными — ежедневное подмывание, своевременная смена подгузников, полноценное купание дважды в неделю.

Поскольку ребенок усиленно учится ползать, необходимо следить за чистотой дома и руками младенца. В полгода начинается процесс прорезывания первых зубов, возможно снижение местного иммунитета полости рта. Родителям следует убедиться, что все игрушки, которые ребенок тащит в рот, максимально чистые. Такие меры предосторожности позволят избежать развития инфекционных процессов.

Шестой месяц отлично подходит для отучения от соски и бутылки, ребенку нужно как можно чаще давать пить из чашки или ложки. Если малыш упорно не хочет отказываться от пустышки, педиатры рекомендуют заменить ее специальной ортодонтической соской.

Важным этапом в уходе остается ежедневный массаж и гимнастика, плавание в специальном бассейне. Гимнастические упражнения нацелены на стабилизацию ребенка в пространстве. Перед проведением любых упражнений обязательно проконсультируйтесь со своим врачом — педиатром

[2] Шесть месяцев — тот возраст, в котором имеет смысл оценивать развитие своего малыша.

В этом периоде ребенок достигает очень важного умения -он овладевает навыкам переворота со спины на живот, и делает это одинаково ловко, как в левую, так и в правую сторону. Кроме того, ребенок продолжает упорно пытаться садиться.

Шесть месяцев — это именно то время, к которому ребенок должен научиться совершать такие действия. Однако необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и не торопить события.

Возможно, вам будет интересно прочитать статью о развитии ребенка в 7 месяцев.

[1] — https://www.who.int/childgrowth/standards/ru/

[2] — Под редакцией С. Сапожниковой: Развитие личности ребенка от рождения до года

Л. Аникеева: Педиатрия. Полный справочник для родителей

Развитие ребёнка от 6 до 7 месяцев

Пропорции тела ребенка начинают видимо изменяться, постепенно приближаясь к привычным пропорциям взрослого человека.

Физическое развитие

Каковы антропометрические показатели ребенка к концу шестого месяца жизни? Вес малыша увеличивается приблизительно на 600–650 граммов, а рост на 2,5–3 сантиметра.

На этом этапе длина в сантиметрах окружности головы и грудной клетки, как правило, сравнивается. Возможно, что длина окружности груди сейчас превышает длину окружности головы.

Дело в том, что пропорции тела ребенка начинают видимо изменяться, постепенно приближаясь к привычным пропорциям взрослого человека.

Постепенно нарастает двигательная активность 

Лежа на животе, ребенок перестает опираться на предплечья. Подняв грудную клетку и руки, двигая ногами, он совершает раскачивающиеся движения на животе, напоминающие движения пловца.

Малыш пытается ползать, активно переворачивается со спины на бок, на живот и обратно на спину; сидит с небольшой поддержкой. Возросшая активность ребенка заставляет вас теперь заботиться о безопасности малыша, если он находится в комнате один, без присмотра взрослых.

Не оставляйте крошку одного на диване или кровати без бортика, с которых он может упасть, если будет переворачиваться.

Поддерживаемый под мышки, малыш опирается на опору кончиками пальцев ног, держит голову прямо, поворачивает ее из стороны в сторону.

В положении сидя ребенок уверенно держит голову и отворачивает ее, когда взрослые пытаются вытирать ему нос.

Движения рук становятся более уверенными и координированными, формируется ладонное хватание предмета всей поверхностью ладони и вытянутым большим пальцем.

Совершенствуются движения пальцев: малыш может держать игрушки разного размера одинаково успешно и правой, и левой рукой, стучать ими, бросать, играть с несколькими игрушками одновременно.

Ребенок получает немалое удовольствие от изменения положения тела. Это стимулирует его вестибулярный аппарат. Ему нравится, когда вы держите его на руках, поднимаете в воздух, опускаете вниз, качаете, прижимаете к себе, приседаете, кружитесь по комнате. 

Рекомендуется такая игра для развития вестибулярного аппарата малыша, в которой участвует вся семья (мама, малыш и папа). Возьмите одеяло и положите чадо на него спиной. Поднимите одеяло за кончики и легонько раскачайте из стороны в сторону, а потом медленно опустите на пол. Повторяйте раскачивания.

Если крохе не понравится это, возьмите его на руки и успокойте. Если же малышу доставляют удовольствие такие раскачивания, изменяйте направления: покачивайте вверх-вниз и из стороны в сторону. Не забывайте разговаривать с ребенком и рассказывать о том, какие ощущения он получает от раскачиваний на одеяле.

Психическое развитие

Поведение ребенка становится более осмысленным. Малыш явственно показывает родителям свое недовольство и радость. Он может кричать и раздражаться, если ему не дают игрушку, и наоборот, весело лепетать и улыбаться, когда подходят родители и когда с ним играют.

Теперь родители с большей уверенностью могут определить самочувствие малыша — когда ребенок доволен, возбужден, спокоен, могут назвать причины этих состояний.

Лепет в этом возрасте приобретает тональную окрашенность, может быть размеренным или быстрым, тихим или громким, иметь разные значения: «я хочу к тебе на руки, возьми меня», «обрати на меня внимание, посмотри на меня, я здесь», «убери это, мне это не нравится». Заметив приближение взрослых и детей, ребенок начинает лепетать активнее и громче, пытаясь привлечь их внимание.

Продолжают развиваться зрительный и слуховой анализаторы малыша 

Ребенок подолгу держит в руках предметы и игрушки, ощупывает, рассматривает и изучает. Пытаясь получить информацию о свойствах материалов, он засовывает игрушки в рот, лижет и покусывает их.

Ребенок опытным путем исследует, какие игрушки издают звуки, и с удовольствием трясет ими или стучит. Малыш прислушивается к окружающим бытовым звукам, поворачивает голову к источнику звучания, например, услышав звук открываемой двери или шаги приближающейся матери.

Ребенок поворачивает голову и реагирует даже на очень тихие звуки: шуршание бумаги, лязганье ножниц, ласковый шепот мамы.

Малыш внимательно следит за передвижениями и действиями взрослых

Внимательно смотрит в лицо родителям, которые с ним разговаривают, начинает понимать их мимику, по-разному реагируя на улыбающееся, сердитое или удивленное лицо взрослого. Он с удовольствием включается в эту игру, копируя выражение лица мамы, и пытается подражать звукам, которые та произносит.

Какие игры и упражнения с крохой полезны на этом этапе? 

Малыш хочет получать новый тактильный опыт. Давайте ему прикасаться к разным поверхностям: теплым и холодным, мягким и твердым, гладким и шершавым. Это могут быть не только игрушки, но и бытовые предметы: ложки, чашки, махровые полотенца, шелковые халаты. Рассказывайте ему об ощущениях, которые он испытывает. 

Возьмите из холодильника кусочек льда и прикоснитесь к его ручке или щечке. Понаблюдайте, как ребенок будет реагировать. Поднесите его к вентилятору. Сделайте теплую струю воздуха, а затем выключите вентилятор. Через несколько секунд повторите все сначала. 

Вместо вентилятора сделайте ветерок при помощи листа бумаги или платочка. Помашите им перед лицом малыша так, чтобы на него попадала струя воздуха. 

Наполните несколько тканевых мешочков разной крупой и крепко завяжите, чтобы крупа случайно не просыпалась. Мешочки сделайте разного размера, но такого, чтобы ребенку можно было держать их.

Положите их вместе с другими игрушками, и малыш будет их тоже изучать. Вместо мешочков вы можете использовать любые лоскутки ткани, которые имеются в доме.

Заполните их так же, как мешочки, крупой и завяжите их узлом.

Маленькому человеку нужен новый зрительный опыт 

Он уже с интересом может рассматривать не только близкие, но и удаленные предметы. Расскажите чаду о том предмете, на который он смотрит, но не может до него дотянуться. Если можно, дайте его малышу в руки или поднесите поближе, чтобы его можно было лучше рассмотреть. 

Давайте крохе игрушки разного цвета, однотонные и пестрые, светлых и темных тонов. Вы обратите внимание, что яркие игрушки больше привлекают мое внимание.

Возьмите две-три игрушки одного цвета и одну игрушку сильно отличающуюся от остальных — контрастного цвета. Положите их рядом с ребенком и понаблюдайте за его действиями.

Через некоторое время повторите эксперимент с игрушками другого цвета.

Как стимулировать «говорение» малыша? 

Когда кроха произносит не только отдельные звуки, но и некоторые звукосочетания: «ыги», «гхы», «угу» и другие, слушайте их и повторяйте за ним. Когда ребенок произнесет очередные звуки, опять повторяйте их за ним. Вскоре вы сможете играть в «разговор» по очереди. Разговаривайте с малышом всегда, когда держите на руках, когда кормите, одеваете, укладываете спать.

Рассказывайте о том, что вы делаете. Говорите с маленьким короткими фразами и простыми словами, повторяйте слова. Пропевайте гласные звуки и цепочки повторяющихся слогов (ге-ге-ге, дей-дей-дей, ма—ма-ма, ба-ба-ба). Произносите звуки, надувая щеки и округляя губы. 

Не забывайте менять интонацию, делайте ее выразительной и яркой. Оставляйте паузы в своей речи, тогда малыш успеет что-то произнести. Играйте с крохой в разговор, пока он не устал и ему не надоело. Если он перестал говорить по очереди, прекратите это занятие и дайте малышу игрушки.

Игрушки и предметы, полезные для развития малышей этого возраста: 

  • мобиль, 
  • резиновое колечко-прорезыватель, 
  • музыкальные игрушки (погремушки, барабан, ксилофон, дудочки, колокольчики), 
  • мячик с колокольчиком внутри, 
  • большой мяч, 
  • зеркало и игрушки с зеркальными поверхностями, 
  • трубы-тубусы с крупяными и блестящими наполнителями, которые пересыпаются при встряхивании, 
  • игрушки на зрительное прослеживание (с прозрачными стенками, позволяющие следить за падением шариков), 
  • диск, разделенный на цветные сектора (разглядывая контрастный рисунок, малыш развивает зрительное восприятие), 
  • мягкая книжка с картинками.

Что должен уметь ребенок в 6 месяцев: критерии развития девочки, мальчика

Полугодовалый малыш уже оставил позади первую, самую трудную часть своего младенчества, а родители научились узнавать настроения и желания ребенка, обустроили свой быт и установили комфортный для всех членов семьи режим.

Шестимесячный карапуз начинает активно познавать окружающую обстановку, в этом ему помогает развитие его тела. С 6 месяцев ребенок свободнее двигается – управляет обеими ручками, переворачивается на живот, потом садится и начинает ползать на четвереньках. Он узнает вкус не только материнского молока или смеси, но и более взрослой еды.

С полугодичного возраста можно уже развивать как физиологические механизмы навыков ребенка, так и его умственные способности, восприятие прекрасного. Чтобы ваши старания были направлены в верное русло, разберемся, что может уметь шестимесячный карапуз.

Физическое развитие полугодовалого малыша: нормы и особенности

Нужно отметить, что каждый человек, в том числе и младенец – это индивидуальность, поэтому любые нормы развития организма оцениваются лишь примерно.

Как взрослые люди разнятся по своему весу, росту и темпераменту, так и дети могут быть худыми или полненькими, приземистыми или высокими, но при этом здоровыми.

Беспокоят обычно серьезные отклонения, из-за которых человек неполноценно живет и не вливается в социум.

К 6 месяцу жизни мальчик или девочка набирают соответственно 500-600 г к своему весу при рождении, а рост увеличивается на два сантиметра. В среднем вес полугодовалого малыша достигает 9 кг, а рост может находиться в пределах от 65 см до 70 см.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: развитие ребенка мальчика в 6 месяцев

  • К 7 месяцу он должен спокойно перекатываться с животика на спинку и обратно. Ваш ребенок значительно более подвижным, может упасть с обычной кровати на пол, если за ним не присматривать – оставлять одного малыша можно только в манеже с защитой.
  • В возрасте 6-7 месяцев некоторые ребятки уже садятся самостоятельно или подтягиваются, держась за что-то или кого-то руками. В этом возрасте позвоночник ребенка еще не окреп, он не выдерживает веса ребенка долгое время, поэтому ваш малыш должен сидеть не более 15-20 минут за раз. Еще не время приобретать ходунки, сидячие слинги и качели (рекомендуем прочитать: со скольки месяцев можно сажать ребенка в ходунки?).
  • В 6 месяцев ребенок активно начинает использовать обе ручки. Вертит в них игрушки, может тянуться за ложкой во время прикорма, перекладывает предметы из одной ручки в другую.
  • По достижении полугода многие малыши начинают ползать, а некоторые даже стоять, держась за опору (рекомендуем прочитать: в каком возрасте дети начинают самостоятельно ползать?). Если ребенок еще этого не умеет, то обычно использует другие забавные способы перемещения – он может перекатываться с боку на бок, тянуться, хвататься за все ручками и подтягиваться, приподнимать верхнюю часть туловища, лежа на животике, пытаться что-то схватить.
  • В этот период важно не ограничивать физическую активность младенца: старайтесь часто оставлять его свободным от одежды на пеленальном столике, выкладывайте на кровати или на одеяле на полу, чтобы ребенок мог подвигаться столько, сколько захочет.

Активное использование обеих ручек – отличительный навык этого периода, который говорит о правильном развитии моторики и психики малыша

Еще один важный процесс, который активизируется у ребенка в шесть месяцев – это прорезывание зубов. Если малыш активно тянет ручки, игрушки и посторонние предметы в рот, стал капризным или вялым, отказывается от еды и любимых развлечений – скоро покажется первый зуб.

Нервно-психическое и эмоциональное развитие ребенка

Возможность по-новому, более полноценно воспринимать окружающий мир способствует тому, что ребенок в полгода проявляет уже больше эмоций, раскрывает свой темперамент и показывает характер.

Он четко фокусирует взгляд на предметах и людях, осознанно улыбается, копирует звуки, понимает, когда его хвалят или ругают. Реже плачет, а причина плача становится все чаще понятной для взрослых.

Самое главное – многие малыши уже идентифицируют себя, реагируют, когда окружающие произносят их имя.

Один из наиболее популярных педиатров современности Комаровский считает, что именно с 6 месяцев можно начинать развивающие занятия с вашим сыном или дочкой в игровой форме. Выделите несколько игрушек, на которые ребенок обращает наибольшее внимание, рассказывайте простые истории, читайте маленькие сказки и стихи – ребенок будет слышать правильную речь и его собственная быстрее разовьется.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: 6 месяцев ребенку: режим дня

Используйте новые физиологические возможности вашего малыша, развивайте эти умения.

Купите игрушки для улучшения моторики, кубики, мячи, крупные пазлы и сортеры (рекомендуем прочитать: сортеры для детей от 6 месяцев и другие игрушки).

Можете играть с горохом и фасолью, макаронами, но следите, чтобы ребенок сам не контактировал с мелкими предметами, ничего случайно не проглотил, ведь именно с этого возраста карапузы тянут в рот инородные предметы из-за беспокоящих десен, желания попробовать все на вкус.

Купите прорезыватели для зубов, игрушки, сшитые из разных тканей – пусть он знакомится с текстурой вещей. Полезен кинетический песок и пластилиновое тесто, пирамидки и пасочки, деревянные игрушки, книжки с картинками и музыкальные инструменты для самых маленьких. Также можно включать коротенькие развивающие видео.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: кинетический песок в домашних условиях своими руками

Что должен уметь маленький непоседа в этом возрасте?

Шесть месяцев – возраст, когда у ребенка начинает проявляться его темперамент.

Спокойные малыши больше заняты созерцанием окружающего мира и изучением своих ручек, тогда как активные детки меньше спят, все время находятся в движении, любят гулять и играться.

Развитие деток с 6 месяцев протекает по-разному: один долго ползает и не торопится ходить своими неокрепшими ножками, другой сразу начинает бегать. Родители не должны выискивать в своем чаде болезни и признаки отставания.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: какие врачи нужны малышу в 6 месяцев?

Стандартные пункты удовлетворительного физиологического и нервно-психического развития полугодовалого малыша по доктору Комаровскому:

  • ребенок самостоятельно переворачивается со спины на животик;
  • любит делать прыжки на коленях и попе;
  • садится, если его потянуть за руки (рекомендуем прочитать: во сколько ребенок садится самостоятельно?);
  • берет игрушки обеими руками;
  • гулит, кряхтит и смеется;
  • эмоционально реагирует на обращение, отмечает приход родителей, чужих людей;
  • пытается имитировать звуки, к примеру, мяуканье кошки;
  • пьет из бутылочки и ест с ложечки.

Определяем уровень развития полугодовалого малыша при помощи тестов

  • Определите развитие внимания: возьмите в руки игрушку и держите ее на дистанции 20-30 см от ребеночка. Он сфокусирует на ней взгляд.
  • Дайте своему малышу бутылочку с молоком или соком, потом предложите любимую игрушку. К 7 месяцам реакция младенца уже должна быть неодинаковой. При виде занимательной игрушки – оживление, интерес, попытка схватить предмет. При виде еды – сосательные движения, открытый ротик.
  • Когда малыш лежит, позвените прямо над ним колокольчиком или включите музыкальную игрушку, а потом медленно отодвиньте ее. Ребенок сам или с небольшой помощью взрослого поднимется, стараясь забрать игрушку.
  • Поговорите наедине с сыном или дочерью, глядя в глаза, эмоционально и меняя мимику. Карапуз должен хоть немного повторять за вами.
  • Попытайтесь отобрать у вашего ребенка любимую игрушку, которую он сейчас крепко держит в ручке и намеревается поиграть. Малыш должен упрямо держать предмет, сопротивляться, выражать свое недовольство, даже расплакаться.
  • Если вы и родные часто обращаетесь к ребенку по имени, то в возрасте полугода карапуз уже должен оживляться и реагировать на него мимикой, гулением.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как правильно развивать ребенка в 7 месяцев?

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *